НЕОТОМИЗМ

Одно из направлений совр. бурж. философии, исходящее из учения ср.-век. католич. философа Фомы Аквинского (томизм), к-рое папа Лев XIII спец. энцикликой (Aeterni patris) объявил в 1879 официальной филос. доктриной католицизма; господст- вующее направление совр. неосхоластики. Распространенный первоначально гл. обр. в Бельгии, Франции, Италии, Испании, Германии, Н. пользуется ныне значит. влиянием также в США. Важнейшие центры Н.: осн. в 1889 Ин-т философии при Лувенском (католич.) ун-те (Бельгия), а также Академия св. Фомы в Ватикане, Католич. ин-т в Париже, католич. ун-ты в Милане (Италия), Фрейбурге (Швейцария) и др. Виднейшие представители Н.: Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман (1875-1949; Германия), И. Б. Лотц, И. де Фриз (ФРГ), Л. Реймекер (Бельгия) и др.

=====

Филос. основой Н. является теологич. форма объективного идеализма. В ходе многовековой эволюции томизм претерпел существ. изменения, но он сохранил свое осн. назначение — филос. обоснование существования бога. Гл. принцип Н. — признание непротиворечивости, гармонии веры и разума, религии и науки. Этот принцип по существу используется неотомистами для теологич. истолкования филос. проблем, для подчинения философии теологии. Решение любого филос. вопроса предрешено в Н. соответствующим теологич. постулатом.

=====

Социология Н. — теоретич. база политич. клерикализма, к-рый занимает видное место в политич. и идеологич. арсенале империализма. В ее основе лежит принцип защиты частной собственности, к-рая объявляется священной, вечной, соответствующей естественному праву (последнее толкуется в средневеково-теологич. духе). Критикуя отдельные стороны бурж. действительности, неотомисты выступают с обоснованием "среднего" (между капитализмом и социализмом) пути обществ. развития. Неотомистский обществ. идеал — общество, построенное по типу религ. общины, в к-рой якобы сняты всякие социальные противоречия. В конечном счете неотомистская социальная доктрина — это реакц. утопия, воскрешающая ср.-век. обществ. устои и практически выливающаяся в проповедь "социального мира" между классами.

=====

Важное место в Н. отводится философии и методологии истории. Хотя неотомисты отвергают релятивизм и скептицизм, свойственные мн. направлениям совр. бурж. историографии, они сами приходят к отрицанию истории как науки. С точки зрения неотомистов, частные ист. науки в своей основе эмпиричны и не могут отразить целостности ист. процесса, постигнуть смысл ист. бытия, к-рое трансцендентно по отношению к земной, человеческой истории, имеет конечную (предопределенную божеств. провидением) цель. Хотя Н. признает включенность всякого ист. факта в ход всеобщей истории, эта последняя объявляется чужеродным, непознаваемым для ист. науки объектом. Трансцендентная, вневременная история, предопределяющая земную, человеческую историю, наиболее рельефно вырисовывается, согласно Н., в таком непреходящем ист. акте, как борьба добра и зла, как первородный грех и все последующие события библейской истории. Согласно Н., всякое ист. исследование должно исходить из универсальных понятий философии истории — история вообще, личность вообще и др.

=====

Н. является общей филос. основой совр. клерикальной католич. историографии. Характерным является культ средневековья, осуждение идей Возрождения и Просвещения; целям реакц. политич. пропаганды служат многочисл. издания произведений Фомы Аквинского и др. столпов ср.-век. католич. церкви. Неотомисты все более обращаются к проблемам современности, обосновывая, в частности, идею "обновления" "христианской Европы". Ведется активная борьба против марксизма, в т. ч. и путем выхолащивания его революц. содержания (напр., предпринимаются попытки "вывести" марксизм из учения Фомы Аквинского). См. также в ст. Историография (т. 6, с. 496).

=====

Лит.: Быховский Б. Э., Неотомистский обскурантизм, в со.: Совр. религиозно-филос. течения в капиталистич странах, М., 1962; Бургете А. Р., Совр. томизм, в кн.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Кон И. С., О совр. бурж. философии истории, "НДВШ ФН", 1965, No 2; Миллер Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. с нем., М., 1965; Maier Н., Soziologie der Päpste. Lehre und Wirkung der katholischen Sozialtheorie, В., 1965; "ВФ", 1966, No 1.

=====

M. H. Талантова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Неотомизм — Философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский) и являющаяся современным этапом в развитии Томизма. С 1879 Н. получил официальное признание Ватикана. Большая советская энциклопедия
  2. НЕОТОМИЗМ — НЕОТОМИЗМ – наиболее авторитетное течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского [ФОМА АКВИНСКИЙ]. Новая философская энциклопедия
  3. НЕОТОМИЗМ — НЕОТОМИЗМ — англ. Neo-Thomism; нем. Neothomismus. Философская доктрина католицизма (Э. Жильсон, Ж. Маритен), исходящая из учения Фомы Аквинского в сочетании с элементами кантианства, феноменологии, экзистенциализма и т. п. Социологический словарь
  4. неотомизм — орф. неотомизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. Неотомизм — (от греч. nеos — новый и имени Thomas — Фома) философское течение в католицизме, базирующееся на учении Фомы Аквинского и получившее в конце 19 в. статус официальной философской доктрины в Ватикане. Идеи Н. разрабатываются в крупных центрах (Академия Св. Педагогический терминологический словарь
  6. Неотомизм — Официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Католическая энциклопедия
  7. НЕОТОМИЗМ — НЕОТОМИЗМ — наиболее влиятельная философская школа в католицизме, исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного в 1879 в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией; современный этап в развитии томизма. Большой энциклопедический словарь
  8. Неотомизм — Наиболее авторитетное течение совр. католич. философии и философии культуры, базирующееся на учении Фомы Аквинского (1225-1274). Получил статус офиц. филос. доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII “Aeterni patris”. Словарь по культурологии
  9. НЕОТОМИЗМ — НЕОТОМИЗМ — современная версия (собственно новейший — третий — период развития) томизма, начало которого относится к 1879, когда папа Лев XII провозгласил энциклику «Aeterni Patris»... Новейший философский словарь