НЕОКАНТИАНСТВО

Идеалистич. филос. направление, возникшее в Германии во 2-й пол. 19 в. под лозунгом "назад к Канту!" (начало было положено книгой нем. философа О. Либмана "Кант и эпигоны" — О. Liebmann, "Kant und die Epigonen", Stuttg., 1865). В дальнейшем получило распространение также во Франции, Италии, России. Н. представляет собой восстановление и развитие идеалистич. и метафизич. черт философии И. Канта, ее интерпретацию в духе субъективного идеализма при игнорировании ее материалистич. и диалектич. элементов.

=====

Из многочисл. школ Н. на ист. науку наибольшее влияние оказала т. н. фрейбургская (или баденская) школа, возникшая в 90-х гг. 19 в. (гл. представители — В. Виндельбанд, Г. Риккерт). В центре ее внимания были проблемы логики и методологии ист. познания. Подвергнув критике позитивистскую идею единства науч. знания, а также традиц. деление наук по их предмету на "науки о природе" и "науки о духе", неокантианцы предложили классификацию наук по их методу и формальным познавательным целям. Согласно их взглядам, одни науки (естественно-математические) занимаются познанием общего, формулированием универсальных законов, другие (ист. науки, в широком смысле — науки о культуре) имеют дело с отдельными, единичными, особенными, неповторимыми событиями; для первых типичен обобщающий, генерализирующий, номотетический (от греч. nomos — закон и tetos — установленный) метод, для вторых — индивидуализирующий, идиографический (от греч. idios — собственный, частный, особенный и grapo — пишу) метод. Риккерт не отрицает необходимости в истории определенных общих понятий, но подчеркивает, что они играют исключительно служебную роль и не являются отражением ист. действительности. Науки о культуре, руководствующиеся индивидуализирующим методом, с точки зрения Н. гораздо ближе (чем естествознание) к действительности, в к-рой якобы не существует ничего общего, но всегда имеется индивидуальное, непосредственное, неповторимое.

=====

Индивидуализирующий метод Н. имел определенное рациональное содержание, поскольку он был заострен против позитивистского социологизма, недо- оценивавшего познание особенного и единичного. Но неокантианцы метафизически противопоставили общее особенному, а под флагом защиты специфики истории свели по существу задачу ист. знаний к описанию специфического, единичного. Неокантианская методология истории, отрицая самую возможность историч. законов, была прямо направлена против марксистского понимания истории как естественно-ист. процесса. Н. выдвигало на первый план ценностный аспект ист. познания: единственный критерий отбора ист. фактов, по Риккерту, это соотнесение их с какими-то общезначимыми культурными ценностями. История, таким образом, предполагает наличие какой-то неисторич. философии ценностей, а сами ценности мыслятся как нечто внеисторическое, трансцендентное.

=====

Неокантианская методология истории оказала большое влияние на бурж. историографию конца 19 — нач. 20 вв., отразив кризис бурж. ист. науки эпохи империализма. Эта методология была воспринята как теоретич. обоснование характерной для традиционной бурж. историографии (особенно школы Л. Ранке) описательности, фактографии, отказа от обобщений и от выявления ист. закономерностей ист. наукой. Последователями Н. были Г. Белов, Ф. Мейнеке, Ф. Рахфаль, Э. Бернхейм — в Германии, Вен. М. Хвостов, А. С. Лаппо-Данилевский, Д. М. Петрушевский (в поздний период деятельности) — в России. В применении неокантианских установок к социологии и конкретно-ист. исследованиям большую роль сыграл М. Вебер, к-рый несколько смягчил риккертовское противопоставление генерализирующего и индивидуализирующего методов (путем разработки учения об "идеально-типических понятиях" в обществ. науках) и дополнил Н. заимствованным у В. Дильтея методом "понимания".

=====

В конце 19 — нач. 20 вв. Н., особенно философия т. н. Марбургской школы Н. (Г. Коген, П. Наторп, Ф. А. Ланге, Р. Штаммлер и др.), к-рая в области социальных наук развивала учение "этического социализма" (социализм рассматривался как чисто нравственная программа), широко использовалось ревизионистами (Э. Бернштейном, К. Шмидтом, М. Адлером, К. Форлендером и др.) для борьбы против материалистич. понимания истории и революц. учения марксизма. Неокантианскую методологию подвергли обстоятельной критике Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, раскрывший объективную связь между неокантианской методологией и клас. интересами буржуазии.

=====

В дальнейшем влияние Н. пошло на убыль. Наметилась тенденция к сближению Н. с открыто иррационалистической "философией жизни" (Г. Зиммель, Э. Кассирер). Логико-методологич. исследование обществ. наук, начатое Н., было продолжено неопозитивизмом, хотя с иных философских позиций. В наст. время Н. не образует самостоят. философского течения, но выдвинутые им идеи все еще имеют хождение среди бурж. историков, особенно ФРГ (Г. Риттер и др.).

=====

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18 (т. 14); его же, Еще одно уничтожение социализма, там же, т. 25 (т. 20); Плеханов Г. В., О книге Г. Риккерта, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; Ситковский Е. П., Неокантианство, в кн.: Из истории философии XIX в., М., 1933; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М., 1933; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тбилиси, 1960; Данилов А. И., Проблемы агр. истории раннего средневековья в нем. историографии конца XIX — нач. XX в., (М.), 1958; его же, Теоретико-методологич. проблемы историч. науки в бурж. историографии ФРГ, в сб.: Ср. века, в. 15, М., 1959; Кон И. С., Философский идеализм и кризие бурж. исторической мысли, М., 1959; Григорьян В. Т., Неокантианство. Критич. очерк, М., 1962; Klaus G., Schulze H., Windelband und Methodologie der Geschichtswissenschaft, "ZG", 1965, No 7. См. также лит. при ст. М. Вебер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, там же см. их соч.

=====

И. С. Кон. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Неокантианство — Течение идеалистической философии конца 19 — 1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учения И. Канта. Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии (лозунг «Назад к Канту» был впервые выдвинут... Большая советская энциклопедия
  2. НЕОКАНТИАНСТВО — НЕОКАНТИАНСТВО – философское направление, возникшее в Германии и получившее широкое распространение в Европе между 1870 и 1920. Хотя тенденция ориентировать философию на Канта спорадически дает о себе знать еще в 1-й пол. 19 в. (см., напр.: Вепеке F.E. Новая философская энциклопедия
  3. НЕОКАНТИАНСТВО — НЕОКАНТИАНСТВО — англ. Neo — Kantianism; нем. Neokantianismus. Философские направления, исходь 199 Яеокеймсианстпво щие из учения И. Канта. В Н. различают: марбургскую школу и баден-скую школу. Социологический словарь
  4. неокантианство — Нео/кант/и/а́н/ств/о. Морфемно-орфографический словарь
  5. неокантианство — орф. неокантианство, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. неокантианство — НЕОКАНТИАНСТВО — философское течение второй половины 19 — первой четверти 20 вв., видевшее свою задачу в дальнейшем развитии кантовской философии в новых исторических условиях. Было распространено, главным образом, в Германии, а на рубеже 19 и 20 вв. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  7. неокантианство — [см. нео… + кантианство] –направление в философии, возникшее во второй половине 19 в. под лозунгом “назад к Канту”. Большой словарь иностранных слов
  8. Неокантианство — См. Новокантианство. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. НЕОКАНТИАНСТВО — НЕОКАНТИАНСТВО — течение философии 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., пытавшееся возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Большой энциклопедический словарь
  10. Неокантианство — ☼ господствующее течение филос. мысли Германии втор. пол. 19 — перв. четв. 20 в., решавшее осн. вопросы философии путем нового истолкования учения Канта. Возникнув и утвердившись в Германии, затем в Австрии и Швейцарии... Словарь по культурологии
  11. неокантианство — неокантианство ср. Философское течение второй половины XIX — начала XX вв., исходящее из методологических принципов учения И. Канта. Толковый словарь Ефремовой
  12. НЕОКАНТИАНСТВО — НЕОКАНТИАНСТВО — философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии. Появилось в 60-е... Новейший философский словарь