МАКИАВЕЛЛИ

(Machiavelli), Никколо ди Бернардо (3.V.1469 — 22.VI.1527) — итал. политич. мыслитель и историк эпохи Возрождения. В 1498-1512 был секретарем Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатич. поручения. После возвращения к власти Медичи был отстранен от службы, заключен в тюрьму и затем выслан в свое поместье близ Флоренции. Наиболее значит. соч.: "Рассуждения по поводу первой декады Т. Ливия" (1513-19, опубл. в 1531; рус. пер., СПБ, 1869), "Государь" (1513, опубл. в 1532; рус. пер., СПБ, 1869), "История Флоренции" (1520-1525, опубл. в 1532). Лучшей формой гос-ва М. считал республику ("Рассуждения…"). Однако, анализируя положение итал. гос-в, непрерывно враждовавших между собой и подвергавшихся нападениям иноземцев, пришел к убеждению, что для объединения Италии и защиты ее независимости необходима сильная, неограниченная, "чрезвычайная власть" — диктатура государя ("Государь").

=====

Идею М. о государе-диктаторе выдвигают на первый план реакц. бурж. историки, особенно фаш. социологи, и умалчивают совершенно о его респ. идеалах.

=====

Политическая теория М. проникнута патриотизмом, в основе ее — прогрессивная идея национального объединения Италии. Однако во имя гос. интересов, прежде всего для укрепления единства страны, М. считал допустимыми любые средства — насилие, убийство, предательство, клятвопреступление, обман (впоследствии появился термин "макиавеллизм", обозначавший политику, пренебрегающую законами морали). Прототипом такого государя для М. являлся герцог Романьи Чезаре Борджа. В своем трактате "О воен. искусстве" (1519-20, опубл. в 1521, рус. пер. 1936) М. доказывал необходимость регулярной армии для защиты страны от внеш. врага и для сплочения ее внутр. сил. М. резко осуждал политику феод. знати и особенно папства, препятствовавшую складыванию единого итал. гос-ва. Неумеренное стремление знати к власти, по мнению М., толкает ее к постоянным политич. раздорам и приводит в итоге к крушению республики. Симпатии М. на стороне "народа" (popolo) — зажиточного торгово-ремесленного населения итал. городов. М. осуждал не только знать, но и "чернь" (plebs), к-рая, де, легко вовлекается в авантюры. Враждебное отношение М. к полупролетарским массам Флоренции ярко проявилось в описании восстания чомпи 1378 ("История Флоренции").

=====

Ист. концепции М. — важный шаг в развитии историографии. Маркс относил М. к числу тех, к-рые "…стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 111). В работах "Рассуждения…", "История Флоренции" (в к-рой по существу освещена политич. история всей Италии) М. ищет ист. закономерности, глубокую причинную связь событий, не зависимую от воли участников этих событий. Важнейшей движущей силой истории М. считал политич. борьбу, к-рая в изложении М. часто выступает как борьба социальная, классовая. Борьбу между нар. массами и аристократией М. прослеживает на всех этапах ист. развития Италии. В стремлении раскрыть социальные пружины ист. процесса — главное, что отличает М. от предшествующей гуманистич. историографии. В истории политич. идей Возрождения важным вкладом М. было создание стройной теории политич. объединения Италии, осн. на анализе реальной обстановки и продиктованной глубоко осознанным патриотизмом. Католич. церковь осудила М., в 1559 его соч. были внесены в "Индекс запрещенных книг".

=====

Соч. (кроме указ. в ст.): Opera, ed. M. Bonfantini, Mil. — Napoli, 1954; в рус. пер.: Соч., т. 1, М.-Л., 1934 (под ред. А. Дживилегова).

=====

Лит.: Вайнштейн О. Л., Зап.-европ.ср.-век. историография, М.-Л., 1964, с. 276-86; Алексеев А. С., М. как политич. мыслитель, М., 1880; Виллари Р., Н. Макиавелли и его время, пер. с итал., т. 1, М., 1914; Грамши А., Избр. произв., пер. с итал., т. 3, 1959, с. 111-29,160-61; Ch.bod F., Del "Principe" di Niccolo Machiavelli, Mil., 1926; Pulver J., Machiavelli…, L., 1937; Quadri G., N. Machiavelli e la costruzione politica della coscienza morale, Firenze, (1949); Ridolfi R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Strauss L., Thoughts on Machiavelli, Glencoe, (1958); Namer E., Machiavel, P., 1961.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАКИАВЕЛЛИ — МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (3 мая 1469, Флоренция – 22 июня 1527, там же) – итальянский политический писатель, историк, поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. Новая философская энциклопедия
  2. МАКИАВЕЛЛИ — Макиавелли (Machiavelli) Никколо (03.05.1469, Флоренция-22.06.1527, там же). — итальянский государственный деятель, писатель, историк, классик политической мысли Нового времени. Социологический словарь
  3. Макиавелли — Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. Большая советская энциклопедия
  4. макиавелли — (иноск.) — неразборчивый в средствах для достижения своих целей, тонкий, хитрый, коварный, вероломный Ср. Стрепетов слушал и, как всякий молодой человек, не испорченный жизнью, не умеющий еще понимать макиавелистических уверток, порывисто воскликнул... Фразеологический словарь Михельсона
  5. Макиавелли — Никколо (1469-1527) — знаменитый политический писатель. Происходил из древней патрицианской флорентийской семьи. Отец его занимался юридической практикой, мать была образованная женщина, обладавшая поэтическим талантом. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. МАКИАВЕЛЛИ — МАКИАВЕЛЛИ (Макьявелли) (Machiavelli) Никколо (1469-1527) — итальянский политический мыслитель, историк ("История Флоренции", 1520-1525, издана 1532) — писатель (комедия "Мандрагора", 1518, поставлена и издана 1524). Большой энциклопедический словарь
  7. МАКИАВЕЛЛИ — МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469-1527) — итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512). Новейший философский словарь