КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Антиэволюционное направление в бурж. этнографии, известное также под наименованием "теории культурных кругов". В своем возникновении К.-и. ш. связана с антропогеографич. теорией Ф. Ратцеля и с "культурно-морфологической" теорией Л. Фробениуса. Методологич. принципы К.-и. ш. изложены наиболее видным ее представителем Ф. Гребнером в книге "Метод этнологии" (Fr. Graebner, Methode der Ethnologie, Hdlb., 1911). В основе их лежит идеалистич. концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно к-рой история не знает закономерностей, ист. явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте, наличие его у разных народов объясняется распространением из первонач. центра. В работах представителей К.-и. ш. осн. внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной терр. выявляется определенное сочетание элементов культуры — предметов материального быта, социальных институтов, религ. представлений и т. п. и т. о. конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к пространственному перемещению и напластованиям неск. культурных кругов, оторванных от конкретных народов — создателей культуры. Т. к. каждый элемент культуры неповторим и возникает независимо от других, отсутствует к.-л. взаимная обусловленность и внутр. связь между явлениями внутри "культурных кругов"; последние представляют собой по существу абстрактные схемы, конструируемые по произволу их авторов.

=====

Разновидностью К.-и. ш. является венская клерикальная школа во главе с католич. австр. патерами В. Шмидтом и В. Копперсом. В. Шмидт выделил особый "пигмейский культурный круг", к-рый он объявил наиболее древним и произвольно приписал ему наличие частной собственности, моногамии, представлений о едином боге-творце. Тем самым Шмидт стремился утвердить истинность христианских догм и обосновать извечность институтов капиталистического общества. Влияние К.-и. ш. сказалось и в области археологии. Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал реакционный австрийский археолог О. Менгин.

=====

Лит.: Левин М. Г., Токарев С. A., "Культурно-ист. школа" на новом этапе, "СЭ", 1953, т. 4; Токарев С. A., Венская школа этнографии, "ВИМК", 1958, No 3.

=====

M. Г. Левин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА – исследовательское направление, признающее факторы культуры определяющими в ходе исторических изменений общества. Среди предшественников культурно-исторической школы следует упомянуть Дж. Новая философская энциклопедия
  2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — англ. cultural-historic school; нем. kultur-historische Schule. Антиэволюционное направление в западной культурологии, этнографии, основным источником к-рой является теория "культ, кругов" (Ф. Гребнер, В. Шмидт... Социологический словарь
  3. Культурно-историческая школа — I Культу́рно-истори́ческая шко́ла в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. н. «теория культурных кругов». Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом... Большая советская энциклопедия
  4. Культурно-историческая школа — Направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико-методол. установок его представителей. К.-и.ш. Словарь по культурологии
  5. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении — интеллектуальная традиция в Европе, возникшая в середине 19 в. Основоположником и главным теоретиком школы был французский ученый И. Тэн. Его последователями в Германии стали Г. Геттнер... Новейший философский словарь