КРИЖАНИЧ

(Krizanic), Юрий (ок. 1618-1683) — представитель науч. и обществ.-политич. мысли славян 17 в., писатель; по национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Был священником-миссионером, состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры. Много путешествовал по Европе (Вена, Варшава и др. города). К. пропагандировал идею "слав. единства". В поисках конкретных путей культурного и политич. возрождения славян предусматривал, в частности, унию православной и католич. церкви. Гл. роль в сплочении славян отводил Рус. гос-ву, к-рое посетил впервые в 1647. Прибыв в Москву в 1661, по неизвестной причине был сослан в Тобольск. В 1676 получил разрешение выехать из России. К. обладал энциклопедич. знаниями: его соч. (из к-рых большинство было опубликовано лишь в 19 в.) включают трактаты по философии, политэкономии, историографии, музыке. К. объяснял развитие общества с позиций провиденциализма, полагая, однако, что божеств. промысел определяет лишь коренные повороты в истории. Всемирную историю понимал как процесс, в ходе к-рого одни народы приходят в упадок, а другие достигают расцвета. К. предпринял попытку создания "общеслав. языка" и использовал его в своих книгах. Один из первых подверг критике летописные легенды о призвании варягов на Русь, дарах Мономаха, показал тенденциозность современных ему иностр. соч. о России (А. Олеарий, П. Петрей и др.). К. — автор политич. статей, в т. ч. "Путно описание от Львова до Москвы" (1659), "Беседа со Чиркасом" (1659), в к-рых доказывалась необходимость упрочения связей Украины с Россией. Наиболее интересны соч., написанные в ссылке: "Политика" (1663-66), "Об божием смотрению" (1666-67), "Толкование ист. пророчеств" (1674). В них подвергнуты критике различные стороны жизни совр. К. рус. общества и выдвинута широкая программа преобразований в Моск. гос-ве, осн. на анализе экономич. положения и внутренней политич. обстановки. Для усиления могущества России К. считал необходимым укрепить централизов. гос. аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий рус. общества, освоить новые виды с.-х. и пром. произ-ва, перестроить организацию внеш. и внутр. торговли. Исходя из намеченной программы возрождения славянства, К. требовал усиления активности России на юго-зап. рубежах, выступал против борьбы за выход к Балт. м. В целом же программа К. была направлена на укрепление абсолютной монархии и соответствовала интересам служилого дворянства. Идеологич. оболочкой клас. требований дворянства являлся также и декларированный К. принцип "всеобщего блага" и "всеобщей справедливости".

=====

Соч. и деятельность К. высоко оценивали С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, В. О. Ключевский, Г. В. Плеханов, использовавшие труды К. для изучения предыстории петровских преобразований нач. 18 в. В сов. историографии (за небольшими исключениями) К. оценивается как выдающийся слав. патриот и передовой для своего времени обществ. деятель. Однако в оценке социальной направленности соч. К. исследователи расходятся (так, по мнению Л. М. Мордуховича, К. развивал в своих соч. антифеод. концепцию, предусматривающую бурж. преобразования в России).

=====

Соч.: (кроме указ. в статье): Рус. государство в половине XVII в. Рукопись времен царя Алексея Михайловича, в. 1-(6), М., 1859-60, Собр. соч., в. 1-3, М., 1891-93; О промысле, М., 1860; Из рукописного наследства Ю. К., "ИА", 1958, No 1.

=====

Лит.: Белокуров С. A., Ю. К. в России (по новым документам), в. (1)-3, М., 1901-09; Вальденберг В. Е., Государственные идеи К., СПБ, 1912; Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.-Л., 1935; Дацюк Б. Д., Ю. Крижанич, (М.), 1946; Пичета В. И., Ю. К. и его отношение к Рус. гос-ву, в кн.: Славянский сборник, М., 1947; Гольдберг А., Историческая наука о Ю. К., "Уч. зап. ЛГУ", 1949, No 117; Епифанов П. П., Происки Ватикана в России и Ю. К., "ВИ", 1953, No 10; Пушкарев Л. Н., Об оценке деятельности Ю. К., там же, 1957, No 1; Мордухович Л. М., Антифеодальная концепция Ю. К., КСИС, 1958, No 26; его же, Философские и социологич. взгляды Ю. К., там же, 1963, No 36; Гольдберг А. Л., К. о рус. обществе XVII в., "ИСССР", 1960, No5 6; его же, "Идея слав. единства" в соч. К., в сб.: ТрОДРЛ, 1963, т. 19; Jagic V., Život i rad J. Krizanica, Zagreb, 1917; Krleža M., О patru dominikancu J. Krizanicu, в его кн.: Esji, knj. 1, Zagreb, 1932; Badalic J., Juraj Krizanic-pjesnik Ilirÿe, в кн.: Radovi Slavenskog Institute, (N) 2, Zagreb, 1958.

=====

А. Л. Гольдберг. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КРИЖАНИЧ — КРИЖАНИЧ (Križanić) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Хорватия – 12 сентября 1683, близ Вены) – славянский общественно-политический деятель и мыслитель; предтеча идей панславизма [ПАНСЛАВИЗМ], философ, богослов, историк, филолог. Новая философская энциклопедия
  2. Крижанич — (Križanić) Юрий (около 1618, Обрх, близ Горицы, — 12.9.1683, близ Вены), представитель научной и общественно-политической мысли славян 17 в., писатель. По национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Большая советская энциклопедия