КОНФУЦИАНСТВО

Этико-политич. учение, основы к-рого были впервые изложены древнекит. мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. Возникновение К. относится к 6 в. до н. э. К. уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекит. гос. системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми: между государем и подданным, между отцом и сыновьями, между знатным и незнатным. На раннее К. оказали влияние сохранившиеся как пережиток патриархально-общинные отношения. В этой связи в конфуцианском учении немалое место занимают проповедь социальной утопии об обществе "Великого Единения" — "Да тун", в к-ром будет осуществлено имуществ. равенство, не будет войн и распрей, проповедь сыновней почтительности и любви к отцу, призыв к правителю заботиться о народе. В основу конфуцианской этики положено понятие гуманности ("жэнь") — нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье. Эти отношения, согласно К., должны базироваться на строгой семейной и обществ. иерархии, они регулируются правилами поведения ("ли"), предусматривающими почитание родителей, уважение к старшим и преданность государю. Этот принцип выражен следующими словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном". На правителя, согласно К., ложится и обязанность заботиться о народе, управлять им не с помощью силы, а примером морального поведения, не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели. Отсюда вытекает и призыв к правителю не обременять народ тяжелыми налогами, не отрывать крестьян от с.-х. работ во время страды, а также утверждение, высказанное наиболее видным последователем Конфуция Мэн-цзы, о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Противоречивость К., его осн. положений об отношениях людей в обществе определялась сложностью обстановки в стране: с одной стороны, существованием классов и клас. борьбы, с другой — сохранением пережитков первобытнообщинных отношений, а также положением самих основоположников К. и их учеников, принадлежавших к служилому и ученому люду. Они были связаны с господств, классом, находясь на гос. службе и пользуясь различными привилегиями, в то же время они стояли ближе к народу, чем знать, и знали о его страданиях и бедствиях лучше, чем высшая аристократия и правители страны. Отсюда стремление ради сохранения существовавших обществ. отношений "подправить" политику правителей, внушить им мысль о гуманном отношении к народу, о смягчении его эксплуатации.

=====

Сущность этич. норм К. заключалась в идеализации и укреплении издревле существующих традиций и социального строя, в воспитании среди народа уважения и верности к установленному якобы небом на земле порядку и государю, поставленному также небом. Это не мешало К. иногда высказывать неодобрение конкретной политики того или иного правителя и в качестве образца управления народом приводить примеры из далекой древности, ссылаться на "идеальных" и "добродетельных" правителей Яо, Шуня, Вэнь-вана и У-вана, т. е. родоплеменных вождей, а также призывать вернуться к старым порядкам, т. е. к доклас. обществ. отношениям. Такая приверженность к старине свидетельствовала о непонимании К. обществ. прогресса. Вместе с тем в раннем К. прослеживаются и прогрессивные черты: осуждение чрезмерного богатства, гуманизм, нек-рая демократичность, особенно выражающаяся в высказываниях Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.), а также в советах улучшить нар. благосостояние и в критике деспотич. правителей. Раннее К. сыграло положит, роль в развитии древнекит. культуры: Конфуцию и его последователям принадлежит честь сбора и систематизации ист. материалов, нар. легенд, сказаний и песен, что способствовало сохранению лит. памятников, существовавших до них, но затем утраченных. Ранние конфуцианцы способствовали и распространению образования, они были по существу основоположниками историографии, причем история использовалась ими как средство воспитания (на примерах хороших и плохих поступков ист. деятелей).

=====

К. в дальнейшем эволюционировало, постепенно теряя прогрессивные черты и все больше превращаясь в послушного и безропотного слугу рабовладельцев, а затем — феодалов. В связи с этим в нем на первый план выдвигаются учение о верности подданного по отношению к государю, о божественном происхождении последнего — "сына неба". В 136 до н. э. имп. У-ди провозгласил К. офиц. доктриной, и с этого времени оно становится господствующей идеологией. В 124 до н. э. в Китае было создано высшее конфуцианское училище, где изучались канонич. конфуцианские книги. Знание их вскоре стало необходимым для того, чтобы получить офиц. гос. должности.

=====

Наиболее крупным представителем реформированного К. был Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), религиозно-идеалистич. взгляды к-рого стали господств, офиц. идеологией. В. доктрине Дун Чжун-шу были усилены религ.-мистич. стороны К., на первый план выдвигается тезис о небе, как о божестве и верх, судье, определяющем и контролирующем поступки людей; от "воли неба" ставились в зависимость судьба и деятельность человека, а также различные явления природы. Стихийные бедствия рассматривались Дун Чжун-шу как карающая воля неба. Это учение, объединившее конфуцианскую этику с натурфилософией и космологич. взглядами, получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие культуры и обществ.-политич. мысли. Именно это, реформированное К. с его реакц. сущностью стало господствующей идеологией в Китае, к-рая проникла во все поры обществ. жизни и в течение многих веков определяла гос. политику, нормы морали, семейные и обществ. традиции, науч. и филос. мысль, препятствуя их дальнейшему развитию.

=====

Наряду с К. в Китае развивались и др. учения — даосизм и буддизм, к-рые иногда оказывали большое влияние на обществ. жизнь. В особенности это относится к буддизму, к-рый в 4-8 вв. получил широкое распространение и в нек-рой степени ограничил влияние К. на умы людей; тем не менее последнее по-прежнему оставалось господств, идеологией и сохранило за собой позиции в управлении страной, во всей гос-политич. системе, В кон. 8 — нач. 9 вв. в связи с исторически назревшей задачей упрочения централизованного феод. гос-ва К. стало вновь офиц. идеологией правящих кругов. В этот период в защиту К. выступил известный писатель и философ Хань Юй (768-824). Его выступление имело большое значение для укрепления позиций К и ослабления его противников — даосизма и буддизма, в то же время оно способствовало дальнейшему развитию К., внесению новых элементов в него; в частности, Хань Юю принадлежит критика религ.-мистич. представлений и утверждение, что природа развивается независимо от человека, по своим собственным законам.

=====

Новый этап в развитии К. относится к периоду развития ср.-век. феод. кит. общества — Сунской эпохе (960-1279) и связан с именем Чжу Си (1130-1200), знаменитого комментатора, историка, филолога и философа. Он известен как интерпретатор древних конфуцианских текстов и создатель обновленного К., филос. системы неоконфуцианства. Чжу Си обобщил взгляды разл. групп, филос. направлений т. н. сунской "ортодоксальной школы", пытаясь примирить материалистич. и идеалистич. взгляды. Согласно взглядам Чжу Си, все вещи, т. е. мир, все сущее, имеют свои законы, к-рые разум человека способен познать. В основе и сущности всего мира — "Великого предела", как и во всех вещах, лежат два начала: бестелесное, идеальное "ли" и материальное "ци", т. е. форма и содержание, причем первое (разумное начало, идеальное "ли"), по мнению Чжу Си, предшествовало материальному "ци". Т. о., Чжу Си стоял на идеалистич. позициях. Неоконфуцианство в лице Чжу Си и его последователей поддержало осн. принципы этико-политич. учения древнего К. — о незыблемости существующих порядков, об естеств. характере разделения людей на высших и низших, благородных и низких, о природе человека, предопределенной небом. Эти реакц. черты неоконфуцианства как нельзя лучше устраивали господств, класс феодалов, и поэтому неоконфуцианство было официально признано ортодоксальной господств, идеологией, к-рая давала теоретич. обоснование феод. абсолютистской власти. Неоконфуцианство было поставлено на службу правящему феод. классу не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме. В течение семи столетий, до революции 1911-13, неоконфуцианство, как и до него более раннее К., сковывало и тормозило развитие обществ.-политич. и филос. мысли, препятствовало развитию науки и проникновению в Китай идей науч.-технич. прогресса" К. явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая.

=====

Безуспешную попытку возродить К. в модернизи-ров. виде предпринял в кон. 19 — нач. 20 вв. бурж. реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники, к-рые вели агитацию за провозглашение К. гос. религией. Однако в это время среди кит. интеллигенции и студенчества были уже широко распространены идеи зап.-бурж демократии, и К., отождествлявшееся с отжившей монархией и патриарх, семейным укладом, не пользовалось популярностью. Очень сильный удар К, был нанесен движением "4 мая" (см. "Четвертого мая" движение) и сопутствовавшим ему движением за новую культуру. Однако и после этого К, как религ.-этич. учение продолжало играть значит. роль в обществ. жизни Китая, и правящие группы, отражавшие интересы помещиков и компрадорской буржуазии, стремились использовать К- в своих интересах. В частности, в период господства гоминьдановской клики идеология К. была поставлена на службу реакц. классам. Нек-рые черты К., в особенности культ, предков, и в наст. время оказывают влияние на известные слои населения страны.

=====

Интерес к К. в Европе появился в 17 в., когда миссионеры-иезуиты, находившиеся при пекинском дворе, познакомили европейцев с Китаем. Первый перевод конфуцианских классиков был опубликован во Франции в 1662, за ним последовал ряд др. Вольтер и нек-рые др. франц. просветители 18 в. видели в Конфуции апостола морали, освобожденной от пут метафизики и религии. В 19 в. появились первые науч. переводы конфуцианского канона Дж. Легга (на англ. яз.), Э. Био и С. Куврёра (на франц. яз.), что создало предпосылки для изучения К. До сих пор, однако, оно сосредоточено в осн. на исследовании раннего К.; проблемы неоконфуцианства почти не затрагиваются. Зап.-европ. и амер. ученые, как правило, игнорируют наличие традиций общинных отношений в Др. Китае, как и влияние этих традиций на формирование К. Так, франц. синолог А. Масперо (H. Maspero, La Chine antique, P., 1955) доказывает, что К. возникло как продолжение идей, выработанных в придворных школах писцов и гадателей. По мнению Масперо, К. было насквозь аристократич. учением, предназначавшимся исключительно для знати и исходившим из убеждения в превосходстве знати над простым народом. В работе нем. синолога О. Франке (О. Franke, Geschichte des chinesischen Reiches, Bd 1, В., 1930) К. рассматривается как идеология универсального теократич. гос-ва, направленная на установление в Китае цезаре-папизма. Такое гос-во существовало в Китае, по мнению Франке, с эпохи Хань до 1911. В отличие от этих точек зрения, амер. синолог Х. Г. Крил (H. G, Creel, Confucius, the man and the myth, L., 1951) считает Конфуция провозвестником демократич. принципов и гуманности, но появление такой идеологии Крил не связывает с политич. обстановкой Др. Китая. Как идеологию гуманизма рассматривает древнее К. и франц. синолог М. Гране (M. Granet, La pensée chinoise, P., 1934).

=====

Первая подробная характеристика К. в сов. науке дана в книге М. Рейснера "Идеологии Востока" (М.-Л., 1927). К. расценивается Рейснером как идеология чиновничества, балансировавшего между государем и народом. А. А. Петров (Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М., 1940) осн. моментом гос.-политич. концепции К. считал идеализацию древности и доказывал, что мораль Конфуция выражала устремления господств, элементов феод. общества. Близка к этому взгляду точка зрения Я. Б. Радуль-Затуловского (в его кн. "Конфуцианство и его распространение в Японии", М.-Л., 1947), доказывающего, что учение Конфуция способствовало укреплению феодализма. Однако Конфуций, по мнению Радуль-Затуловского, обращался не к крупным феодалам, а к недовольной ими служилой неродовитой аристократии. На этих оценках сказалась недостаточная изученность древней истории Китая. В. А. Рубин (в его статье "Народное собрание в древнем Китае в VII-V вв. до н. э.", "ВДИ", 1960, No 4) считает, что на раннее К. большое влияние оказали традиции примитивной демократии, сохранившиеся в др.-кит. городе-государстве 6 в. до н. э., где вооруж. народ имел возможность обсуждать на широких собраниях осн. вопросы гос. политики.

=====

Проблемы оценки К. являются в наст. время предметом дискуссии среди кит. ученых. Гуань Фэн, Линь Люй-ши и Жэнь Цзи-юй считают, что Конфуций был консерватором, стремившимся восстановить социальный строй и нравств. нормы начала эпохи Чжоу. Гао Хэн и Цзинь Чжао-цзы отстаивают взгляд, согласно к-рому призыв к восстановлению раннечжоуских нравов на самом деле должен был способствовать осуществлению прогрессивных социальных преобразований.

=====

Источн.: Лунь юй чжэн и (Разговоры Конфуция с учениками и современниками), в кн.: "Чжу-цзы цзи-чэн" (Избранные произведения древнекитайских мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Мэн-цзы чжэн и (Мэнь-цзы с комментариями), там же, т. 2; Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводными комментариями), там же; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904; его же, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПБ, 1910; Монастырев Н., Конфуциева летопись Чунь-цю, СПБ, 1876; Biot E., Le Tcheouli ou Rites de Tcheou, v. 1-2, P., 1851; Legge J., The Chinese classics, v. 1-5, Hongkong, 1960; Dubs H. H., The works of Hstintze, L., 1928.

=====

Лит.: (кроме указ. в ст.): Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Кун-цзы чжэсюэ тао-лунь цзи (Сборник статей по философии Конфуция), Пекин, 1962; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Wilhelm R., K'ungtse und der Konfucianismus, В., 1928; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1927; Nivison D. S. and Wright A. F., Confucianism in action, Stanf, 1959; Wright A. F., The Confucian persuasion, Stanf, 1960.

=====

Л. И. Думай, В. А. Рубин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОНФУЦИАНСТВО — КОНФУЦИАНСТВО (кит. жу цзя [цзяо] – [учение] школы ученых-интеллектуалов) – древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом [ДАОСИЗМ]и буддизмом [БУДДИЗМ]) Дальнего Востока. Новая философская энциклопедия
  2. КОНФУЦИАНСТВО — КОНФУЦИАНСТВО (от имени древнекитайского философа Конфуция) — англ. Confucianism; нем. Копfuzianismus. 1. Философско-этическое учение Конфуция, основным понятием к-рого является жэнъ (гуманность) — нравственный принцип... Социологический словарь
  3. конфуцианство — Конфуци/а́н/ств/о. Морфемно-орфографический словарь
  4. Конфуцианство — Этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы К. были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием (См. Большая советская энциклопедия
  5. конфуцианство — орф. конфуцианство, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. конфуцианство — КОНФУЦИАНСТВО -а; м. Философское учение, разработанное древнекитайским мыслителем Конфуцием и утверждающее незыблемость мировых и социальных порядков, а также необходимость нравственного самоусовершенствования. Толковый словарь Кузнецова
  7. конфуцианство — Религиозное вероучение, приписываемое легендарному китайскому мыслителю Конфуцию, жившему, по преданию, в 6 в. до н.э.; одна из трёх основных религий Китая, наряду с даосизмом и буддизмом. Большой словарь иностранных слов
  8. конфуцианство — КОНФУЦИ’АНСТВО, конфуцианства, мн. нет, ср. (·книж. ). Система нравственно-философских взглядов и традиций, основанная на учении китайского мыслителя Конфуция (5 — 6 ·вв. до ·н.э. ). Толковый словарь Ушакова
  9. конфуцианство — конфуцианство ср. Система нравственно-философских взглядов на поведение человека, разработанная в V в. до н.э. китайским мыслителем Конфуцием и основанная на незыблемости общественных порядков, установленных небом. Толковый словарь Ефремовой
  10. Конфуцианство — (жу цзя — школа великих книжников) — так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI — V веке до н.э. Входит в Сань цзяо — одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием). Предшественни Краткий религиозный словарь
  11. КОНФУЦИАНСТВО — КОНФУЦИАНСТВО — этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом... Большой энциклопедический словарь
  12. Конфуцианство — Философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием (Кун-цзы); одна из китайских религий, отстаивающая незыблемость установленных небом общественных порядков, социального неравенства... Словарь по культурологии