КОЯЛОВИЧ

1.

Альберт (Albert Wijuk-Kojalowicz) (1609 — 6.X.1677) — литов. историк. Род. в Каунасе, окончил Вильнюсскую академию (1638), доктор философии (с 1641) и теологии (с 1645), затем ректор Вильнюсской академии (до 1655). К. — идеолог феодалов и католич. церкви, преподавал в Бресте и Слониме, а с 1668 — в Варшаве. Осн. труд К. — "История Литвы" (ч. 1 — до Кревской унии, ч. 2 — до Люблинской унии). В нем К. принизил роль социальных движений, особенно антифеод. выступлений белорусов и украинцев, превозносил общность интересов феодалов Польши и Литвы. К., вопреки установкам католицизма, отрицательно оценивал роль крестоносцев. "Историей Литвы" К. долгое время широко пользовались историки многих стран. Она написана хорошим лат. языком, местами читается как художеств. произведение.

=====

Соч.: Historiae Lituanae, pars 1-2, Dantisci-Antverpiae, 1650-69; Miscellanea rerum ad státum ecclesiasticum in Magno Lithuaniae Ducatu pertinentium, Vilnae, 1650; Rerum in M. D. Lithuaniae per tempus rebellionis Russicae gestarum commentarius, Elbing, 1655.

=====

В. А. Сербента. Минск.

2.

Михаил Осипович (1828 — 23.VIII.1891) — рус. историк, сын священника Гродненской губ. Проф. (с 1862) Петерб. духовной академии. В основе мировоззрения К. лежала мысль о превосходстве православия над всеми др. религиями. Откровенно антипольскими и антисемитскими были его "Лекции по истории Зап. России" (1864), явившиеся реакцией на польск. восстание 1863-64. К. развивал в них реакц. славянофильский тезис о единстве интересов рус. народа (куда он включал также украинцев и белорусов) и рус. аристократии, вытекающем якобы из их нац. общности. В своих работах К. опирался на большой архивный материал, однако изучал его крайне односторонне и тенденциозно. Для него не существовало социально-экономич. проблем и вопроса о клас. борьбе, вся сложность ист. процесса сводилась к нац. вопросу, решаемому с позиций славянофилов. В большой работе, посвященной развитию рус. историографии со времен первых летописцев до Ключевского ("История рус. самосознания по ист. памятникам и науч. сочинениям", СПБ, 1884), К. пытался доказать, что лучшие рус. историки приходили к славянофильскому пониманию истории. С 80-х гг. стоит в одном ряду с реакц. национал-монархистами позднеславянофильского толка (M. Ф. Владимирский-Буданов и др.).

=====

Лит.: РБС, т. 9, СПБ, 1903; Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960.

=====

С. М. Каштанов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Коялович — I Кояло́вич Коялавичюс Войцех (Альберт) (1609, Каунас, — 6.10.1677, Варшава), литовский историк. Окончил Вильнюсскую академию (1638), доктор философии (1641) и теологии (1644), затем ректор Вильнюсской академии (до 1655). Большая советская энциклопедия
  2. Коялович — (Войцых Виюк) — польский писатель и иезуит (1609-1677); был профессором и ректором виленской академии, потом ректором дома иезуитов-профессоров в Вильно. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. КОЯЛОВИЧ — КОЯЛОВИЧ Альберт (1609-1677) — историк, теолог, философ ВКЛ и Польши. В 1627 вступил в орден иезуитов. В 1629-1632 изучал философию в Несвижском иезуитском коллегиуме. Позднее в Смоленске, Браневе, Бресте и Вильне преподавал поэтику, риторику и философию. Новейший философский словарь