ИИСУС ХРИСТОС

(от греч. xristos — помазанник, перевод др.-евр. слова "машиах" — мессия) — мифич. основатель христианства, якобы живший в Палестине в 1 в. н. э. и распятый на кресте при рим. наместнике Пилате. Вера в ист. существование И. X., его воскресение и 2-е пришествие на землю составляет один из гл. пунктов символа веры большинства христ. церквей и сект. Об И. X. ничего не знали греч. и евр. писатели и историки 1-2 вв. (Иосиф Флавий, Юст Тивериадский, Филон Александрийский и др.), писавшие о Палестине 1 в. Упоминание об И. X. у Иосифа Флавия является несомненной позднейшей подделкой. Сведения рим. историков Светония и Тацита, писавших во 2 в., неясны и относятся не к И. X., а к христианам более позднего времени. Образ И. X. как сына божьего, якобы воплотившегося в еврее из бедной семьи, чудесным образом зачатом вне брака, проповедовавшем добро, безвинно понесшем на себе грехи мира и тем самым искупившем первородный грех человечества, распятом и воскресшем, сложился в 1 в. в вост. части Рим. империи среди рабов, вольноотпущенников и бедняков. В нем нашли свое отражение широко распространенные на В. представления об умирающих и воскресающих богах. На миф об И. X., очевидно, оказали влияние культ семитского божества Иисуса (самое имя "Иисус" означает "спаситель)", превратившегося впоследствии в героя библейских мифов — Иисуса Навина, мессианизм евреев и их вера в восстановление царства Израиля, учение иудейской секты ессеев о судьбе и новом пришествии казненного "учителя справедливости", а также религ.-филос. учения античности (Филон, Сенека). В наиболее ранних христ. произв. (Апокалипсис Иоанна, ранние послания, приписываемые Павлу) нет никаких данных об И. X. как о человеке (И. X. — мифологич. агнец, закланный от начала мира и грядущий скоро разрушить великую блудницу — Рим). Однако уже в т. н. апостольских посланиях создается образ бога, воплотившегося на земле в человека, распятого на кресте и вознесшегося на небо. Ему приписываются различные изречения, в к-рых отражаются взгляды проповедников складывающихся христ. общин. Из этих сборников, дополненных описаниями вымышленных обстоятельств, при к-рых якобы произнесены те или иные изречения И. X., складываются в сер. 2 в. повествования о чудесной земной жизни И. X. — Евангелия, из к-рых 4 признаются церковью каноническими. В кон. 4 в. с принятием окончат. редакции символа веры (381) завершается догматич. обработка образа И. X. как "богочеловека" с двумя естсствами — божественным и человеческим.

=====

Образ И. X. как мифич. основателя новой религии и церк. учение о вторичном его пришествии были использованы и используются для проповеди смирения и покорности среди нар. масс. Сказания о его смерти и о гробе христовом служили поводом для грабительских войн между приверженцами различных религий (см. Крестовые походы) и религ. погромов (еврейские погромы). С 19 в. с ростом рабочего движения и распространением науч. социализма, а также в связи с победой социализма в ряде стран в 20 в. получили распространение представления о И. Х. как о "первом социалисте"; это представление и теперь используется в целях отвлечения пролет. масс от клас. борьбы, а также приспособления идеологии христ. церкви к новым условиям.

=====

Вопрос об ист. существовании И. X. в бурж. науке решался и решается по-разному. Исследователи т. н. историч. школы (нем. ученый Г. Реймарус, тюбингенская школа, франц. ученые Э. Ренан, А. Луази, А. Швейцер и др.) признают историчность И. X. и нек-рых событий, полож. в основу евангельского повествования. Мифологич. направление считает И. X. мифич. личностью (франц. ученые К. Вольней и Ш. Дюпюи, нем. ученый Бруно Бауэр, англ. ученый Дж. Робертсон, нем. ученый А. Древс, франц. ученый П. Альфарик и др.). Вопрос о признании ист. существования И. Х. не безразличен для исследователя-марксиста, т. к. его науч. решение наносит сильный удар по церк. догме. Однако этот вопрос не следует считать осн. критерием марксистского или немарксистского подхода к раннему христианству.

=====

Лит. см. при статьях Библия, Евангелия.

=====

И. А. Энгельгардт. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИИСУС ХРИСТОС — (греч.Ίησους Χριστός) в христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы — как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней»... Мифологическая энциклопедия
  2. Иисус Христос — В христианском вероучении богочеловек; см. Христос. Большая советская энциклопедия
  3. Иисус Христос — I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ А: 1) имя ИИСУС (греч. ф-ма (Иэсус) евр. имени Йешуа, в свою очередь являющегося более поздней формой от Йехошуа или Йошуа) означает «Господь — спасение». В Библии это имя носят многие лица (см. Иешуа см. Иисус). Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. Иисус Христос — ИИСУС ХРИСТОС, Иисус (древнеевр. “Господь — его спасение”, греч. Ihsouς, лат. Jesus), Христос (древнеевр. masziah, арам. mesziha, греч. Cristoς, лат. Christus — помазанник, Мессия), согласно христ. Католическая энциклопедия
  5. Иисус Христос — орф. Иисус Христос, Иисуса Христа Орфографический словарь Лопатина
  6. иисус христос — Иисус Христос м. Согласно христианскому вероучению, второе лицо Пресвятой Троицы — Бог Сын; основатель христианства, Богочеловек, принявший на себя грехи человечества, познавший мученическую смерть на кресте, затем воскресший и вознесшийся на небеса; Помазанник Божий. Толковый словарь Ефремовой
  7. Иисус Христос — Иисус Христос (4 до н. э. ? — около 30 н. э. ?), согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены божественная (как Бог-Сын он — второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природа... Большая биографическая энциклопедия
  8. ИИСУС ХРИСТОС — ИИСУС ХРИСТОС — см. Христос. Большой энциклопедический словарь
  9. Иисус Христос — Согласно традиционному христианскому вероучению Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (ср. Кол. Словарь по культурологии
  10. Иисус Христос — Спаситель мира — см. Христос. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. ИИСУС ХРИСТОС — ИИСУС ХРИСТОС (греч. Iesous — калька ивритск. Jesua, Jehosua — помощь Яхве, спасение; греч. Christos — помазанник, эквивалент ивритск. Новейший философский словарь