БЫЛИНЫ

Как исторический источник — устные эпич. песни рус. народа о своем прошлом, отразившие в художеств, образах ист. действительность преим. 11-17 вв., взгляд народа на историю в целом. Термин "Б." введен в 30-40-х гг. 19 в. И. П. Сахаровым на основании упоминаемых в "Слове о полку Игореве" "былин сего времени". Б. дают богатый ист. материал: они отражают систему социальных отношений, содержат историко-географич. и воен. сведения, показывают быт Др. Руси. Важнейшее источниковедч. значение Б. заключается в том, что они сохранили нар. оценку ист. событий. Б. подчеркивают органич. слияние в нар. сознании идеи защиты Родины с темой мирного труда, являются важным источником по истории нар. мировоззрения, по истории культуры и общественно-политич. мысли трудового народа периода феодализма. Б. возникали постепенно и впитывали в себя отголоски разных ист. событий и фактов. Поэтому при анализе Б. как ист. источника необходимо отделять более поздние напластования от первоначально возникшего текста. Отнесение былинных сюжетов к тому или иному ист. периоду, как источников не датированных, всегда условно.

=====

Наиболее ярко и полно отражен в Б. раннефеод. период рус. истории; в них дается характеристика взаимоотношений дружины и князя, проводится идея объединения всех сил для борьбы с внеш. врагом, встречаются зарисовки быта ср.-век. города (кулачные бои, братчины и пр.). Таковы Б. "Добрыня и змей", "Добрыня-сват", "Вольга и Микула" и др. Б. периода феод. раздробленности ("Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Бой Ильи с сыном", "Чурила Пленкович" и др.) рисуют кн. Владимира Святославича как представителя единства Руси, противопоставляя его князьям — крамольникам — с их междоусобными войнами. В других былинах этого периода рисуется быт феод. города ("Садко", "Василий Буслаевич"). Б. 13-14 вв. ("Калин-царь", "Батыга" и др.) рассказывают о нек-рых эпизодах борьбы с татаро-монголами, особо выделяя такие события, как битва на р. Калке, нашествие Батыя и пр. Тема борьбы с татарами проникает и в ранее сложившиеся Б. Киевской Руси, к-рые продолжали жить и совершенствоваться в новой ист. обстановке. Б. 15-16 вв. ("Наезд литовцев", "Сухман", "Михаил Данилович", "Василий Окулович", "Вавила и скоморохи" и др.) изобразили в художеств, образах ист. обстановку Рус. гос-ва. В этих Б. в образе кн. Владимира отразились черты эпохи Ивана IV. В 17 в. в Б. усиливаются крест. черты в изображении богатырей. Образ Ильи Муромца — крестьянского сына — стал основным в Б. Илья выступает вместе с "голью кабацкой" против князя, бояре изображаются как "толстобрюхие изменщики", "злые подговорщики". Древнейшие пересказы В. относятся к 17 — нач. 18 вв. До этого имена богатырей упоминаются в летописях: в др.-рус. лит-ре используются положения и образы былин. В. Н. Татищев обращается к Б. в связи со своими работами по истории. В 80-х гг. 18 в. был "оставлен первый сб. В., имеющий науч. значение (Кирша Данилов, "Древние российские стихотворения", опубл. в 1804). Исследование былинного эпоса с самого начала становится областью ожесточенной борьбы прогрессивного и реакц. направлений в науке о нар. творчестве. Изучением Б. занимался В. Г. Белинский (см. его статьи 1841). Много для исследования Б. было сделано т. н. ист. школой во главе с В. Ф. Миллером. Сов. ученые уделяют большое внимание раскрытию идейного содержания, художеств, приемам и истории Б. (работы Б. и Ю. Соколовых, В. И. Чичерова, А. М. Астаховой, Д. С. Лихачева, П. Д. Ухова и др.).

=====

Б. как ист. источник широко используется в работах историков Др. Руси, особенно в трудах Б. А. Рыбакова, а также в обобщающих исследованиях ("История культуры Древней Руси", т. 1-2, М.-Л., 1948-51; "Очерки истории СССР. Период феодализма. IX — XV вв.", ч. 1-2, М.-Л., 1953). Характеристики и сведения Б. проверяются и дополняются гл. обр. данными летописей. Б. привлекаются историками и для характеристики отношений народа к тат. игу (Б. Д. Греков и А. Якубовский, "Золотая Орда и ее падение", М.-Л., 1950; И. У. Будовниц, "Общественно-политич. мысль Древней Руси" (XI-XIV вв.), М., 1960).

=====

Основные сборники Б.: Сборник Кирши Данилова, под ред. П. Н. Шеффера, СПБ, 1901; ДаниловКирша, Древние российские стихотворения, М., 1938; Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, М.-Л., 1958; Песни, собранные П. Н. Рыбниковым, т. 1-3, 2 изд., M., 1909-10; Песни, собранные П. В. Киреевским, ч. 1, в. 1-4, 2 изд., М., 1868-79, ч. 2-3, в. 5-10, М., 1864-74; Гильфердинг А. P., Онежские былины, записанные летом 1871 года, т. 1, СПБ, 1873; Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871, т. 1-3, 4 изд., М.-Л., 1949- 1951; Рус. былины старой и новой записи, под ред. Н. С. Тихонравова и В. Ф. Миллера, М.,1894; Марков А.B., Беломорские былины, М., 1901; Григорьев А. Д., Архангельские былины и йот. песни, собранные в 1899-1901 гг., т. 1, М., 1904, т. 2, Прага, 1939, т. 3, СПБ, 1910; Ончуков Н. E., Печорские былины, СПБ, 1904; Былины новой и недавней записи из разных местностей России под ред. В. Ф. Миллера, М., 1908; Марков А. В. (и др.), Мат-лы, собранные в Архангельской губ. летом 1901 г., М., 1905; Былины Севера. Записи А. М. Астаховой, т. 1-2, М.-Л., 1938-51; Крюкова М. С., Былины. Записали Э. Бородина и Р. Липец, т. 1-2, М., 1939-41 (Гос. лит. музей. Летописи, кн. 6, 8); Былины Пудожского края, подготовка текстов Г. Н. Париловой и А. Д. Соймонова, Петрозаводск, 1941; Онежские былины. Подбор былин и науч. ред. текстов Ю. М. Соколова, подготовка текста В. И. Чичерова, М., 1948 (Гос. лит. музей. Летописи, кн. 13); Ухов П. Д., Былины, М., 1957; Былины в записях и пересказах XVII-XVIII вв., М.-Л., 1960.

=====

Лит.: Белинский В. Г., Полное собр. соч., т. 5, М., 1954; Добролюбов Н. A., О степени участия народности в развитии рус. лит-ры, Соч. в 3 тт., т. 1, М., 1952; Чернышевский Н. Г., Песни разных народов, Полное собр. соч., т. 2, М., 1939; Астахова А. М., Рус. былинный эпос на Севере, Петрозаводск, 1948; Буслаев Ф. И., Нар. поэзия, СПБ, 1887; его же, Рус. богатырский эпос, "Рус. вестник", 1862, No 3-6; Веселовский А. Н., Южнорус. былины, (сб.) 1-11, СПБ, 1881-84; Жданов И. Н., К лит. истории рус. былинной поэзии, "ЖМНП", 1884, No 2; Миллер В. Ф., Экскурсы в область рус. нар. эпоса, М., 1892; его же, Очерки рус. нар. словесности, т. 1-3, М., 1897-1924; Дашкевич Н. П., К вопросу о происхождении рус. былин, К, 1883; Жданов И. Н., Рус. былинный эпос, СПБ, 1895, Лобода А. М., Рус. былины о сватовстве, К., 1904; Скафтымов А. П., Поэтика и генезис былин, Саратов, 1924; Стасов В. В., Происхождение рус. былин, "BE", 1868, No 1-4, 6-7; Халанский М. E., Великорус, былины Киевского цикла, Варшава, 1885; Марков А. В., Бытовые черты рус. былин, "Этнографич. обозрение", 1903, No 3-4; Квашнин-Самарин Н. Д., О рус. былинах в историко-географич. отношении, "Беседа", 1871, No 4-5; Лихачев Д. С, Возникновение рус. лит-ры, М.-Л., 1952; Рус. нар. поэтич. творчество, т. 1-2, М.-Л., 1953-56; Пропп В. Я., Рус. героич. эпос, 2 изд., Л., 1958; Ухов П. Д., К истории термина "былина", "ВМГУ", 1953, No 4; Астахова А. М., Илья Муромец, М.-Л., 1958; Осн. проблемы эпоса вост. славян. Сб. ст., М., 1958; Рыбаков Б. А. Ист. взгляд на рус. былины, "ИСССР", 1961, No 5-6.

=====

Л. Н. Пушкарев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Былины — ТЕРМИН — русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Литературная энциклопедия
  2. Былины — Эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом 11—16 вв. В процессе многовекового развития Б. изменялись, впитывали события позднейшего времени, а иногда и события более ранней эпохи. Большая советская энциклопедия
  3. Былины — БЫЛИНЫ — народно-эпические песни героического или историко-бытового содержания. Термин «былина» не народного происхождения, а введен в научный оборот в 30-х годах XIX столетия любителем народной поэзии Сахаровым и с тех пор прочно установился в науке. Словарь литературных терминов
  4. былины — Русские народные эпические песни, которым свойственны героические сюжеты. Бытовые сюжеты былин также включают героические мотивы. Этнографический словарь
  5. БЫЛИНЫ — БЫЛИНЫ (старины) — русские народные эпические песни-сказания. Возникли как выражение исторического сознания русского народа 9-13 вв., в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Большой энциклопедический словарь
  6. Былины — Б. составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона