БАРТОЛЬД

Василий Владимирович (3(15).XI.1869 — 19.VIII.1930) — сов. востоковед, академик (с 1913). Окончил в 1891 Петерб. ун-т (ф-т вост. языков) и там же продолжал научную и преподавательскую деятельность (с 1896 — приват-доцент, с 1901 — профессор). За первую часть монографии "Туркестан в эпоху монг. нашествия" (ч. 1-2, 1898-1900, англ. пер. 1928) ему была присуждена ученая степень магистра, а за вторую часть — д-ра истории Востока (1900). Громадная эрудиция, глубокое знание вост. языков, умение сочетать большой фактич. материал с постановкой новых вопросов дали возможность Б. создать ряд крупных науч. трудов. Б. — автор св. 400 работ по истории, географии, культуре и религии народов Бл. и Ср. Востока.

=====

Сформировавшийся как ученый в условиях бурж. общества, Б. стоял в осн. на позициях идеалистич. понимания ист. процесса. Однако вопросы социально-экономич. порядка и положения нар. масс всегда интересовали Б. как исследователя, и этим он выгодно отличался от большинства востоковедов — его современников. Ист. явления он нередко объяснял результатом влияния более культурных народов на менее культурные. Большое науч. значение имеют труды Б. по истории Ср. Азии, в них использован богатейший материал араб., перс. и местных авторов по вопросам истории, географии и культуры. В сов. время им создан ряд спец. очерков по истории отд. народов. Труды Б. по Ср. Азии были первыми в отечественном и мировом востоковедении работами, в к-рых ее история разрабатывалась по первоисточникам. В работах по исламоведению Б., использовав огромный фактич. материал, подверг серьезной проверке сведения мусульм. авторов, выдвинул новые взгляды и выводы для характеристики начального ислама. В трудах Б. "Ислам" (1918), "Культура мусульманства" (1918), "Мусульм. мир" (1922) являются спорными отд. положения и объяснения сущности ислама, равно как и концепция о преемственности в восприятии различными народами т. п. "мусульм. культуры". Эта концепция умаляет нац. особенности, интересы, культуру и традиции народов, исповедующих ислам. В то же время эти книги содержат хорошо отобранный конкретный материал и дают критич. обзор важнейших трудов рус. и зап.-европ. востоковедов. В исследованиях о раннем периоде ислама "Мусейлима" (1925), "К вопросу о сабиях" (1917), "Коран и море" (1925), а также в статьях в "Энциклопедии ислама" Б. показал себя мастером науч. аргументации и толкования текстов вост. авторов. В то время как зап.-европ. исламоведы, занимавшиеся проблемами идеологии, обычно не связывали ее с экономич. и политич. жизнью народов Востока, Б. доказывал, что всякая религия вынуждена применяться к обстоятельствам действит. жизни, а не наоборот. Большой науч. результат был достигнут Б. в труде "Халиф и султан" (1912), в к-ром Б. выяснил, что представление о передаче духовной власти аббасидского халифа тур. султану Селиму I в 16 в. является легендой, появившейся лишь в 18 в. Вместе с тем в трудах Б. можно встретить одностороннее объяснение, равно как и идеализацию отд. ист. событий и деятелей. Сюда прежде всего надо отнести ошибочную оценку последствий монг. завоеваний 13 в. Б. недооценивал того, что монг. завоевания принесли разрушение производит. сил и привели к длительному порабощению покоренных народов; он ошибочно считал, что монг. государственность привела к установлению более устойчивого политич. порядка в Китае, странах Азии и в России, не оказав в этом отношении почти никакого влияния на историю самой Монголии. Эту оценку, впервые высказанную в 1900, Б. повторил в 1918 в своем исследовании "Улуг-бек и его время".

=====

Следуя традиции рус. историков- востоковедов, Б. плодотворно занимался изучением араб. авторов, писавших о древних славянах ("Новое мусульм. известие о русских", 1896, "Араб. известия о русах", написана в 1918, напечатана в 1940).

=====

Б. уделял большое внимание истории востоковедения. Им опубл. капитальный труд "История изучения Востока в Европе и в России" (1911, 2 изд. 1925), "Обзор деятельности ф-та вост. языков Петерб. ун-та за 1855-1905" (1909) и др. Б. был организатором и редактором журн. "Мир ислама" (осн. 1912). После Окт. революции Б. возглавлял Коллегию востоковедов и ее печатный орган "Записки Коллегии востоковедов" (с 1925), редактировал сб. "Иран" (вып. 1-3, 1927-29), был директором тюркологич. кабинета (с 1928), товарищем пред. Академии истории материальной культуры (1926-29), вел большую педагогич. работу, участвовал в работе комиссии по переводу алфавита мн. народов СССР с араб. основы на латинскую, выполнял ответств. поручения пр-ва по организации Ср.-азиат. ун-та, созданию востоковедч. библиотек и собиранию вост. рукописей.

=====

Успешно выступал Б. на междунар. конгрессах и съездах востоковедов, а также читал лекции в ряде зарубежных стран (Англия, Турция и др.). Ряд его монографий переведен на иностр. языки (англ., нем., тур. и др.). Громадный талант и исключит. эрудицию, все свои силы Б. отдавал сов. науке, всемерно содействуя развитию сов. востоковедения.

=====

Соч. (кроме указ. в ст.): Образование империи Чингиз-хана, "ЗВОРАО", 1896, т. 10; Отчет о поездке в Ср. Азию с научной целью. 1893-1894 гг., СИБ, 1897; Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до 17 в., "Изв. Турк. отд. РГО", 1901, (No) 4 (нем. пер. Lpz., 1910); Историко-географич. обзор Ирана, СПБ, 1903; О нек-рых вост. рукописях в б-ках Константинополя и Каира, "ЗВОРАО", 1908, т. 18, в. 4; Карл Великий и Харун ар-Рашид, "Христианский Восток", 1912, т. 1; К истории орошения Туркестана, СПБ, 1914; К вопросу о франко-мусульм. отношениях, "Христианский Восток", 1915, т. 3, в. 3; К истории религ. движении X в., "Изв. Росс. АН", 1918, с. 475-77; Вост.-иранский вопрос, "Изв. Росс. акад. истории материальной культуры", 1922, (т.) 2; Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности, "Христианский Восток", 1922, т. 6, в. 3; Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям, "Новый Восток", 1922, No 2; К истории крест. движений в Персии, в сб.: Из далекого и близкого прошлого, П., 1923; Место прикаспийских областей в истории мусульм. мира, Баку, 1925; Таджики, в кн.: Таджикистан, Таш., 1925; Иран. Историч. обзор, Таш., 1926; История культурной жизни Туркестана, Л., 1927; Киргизы. (Ист. очерк), Фрунзе, 1927, (2 изд.), 1943; Мир Али-Шир и политич. жизнь, в сб.: Мир Али-Шир, Л., 1928; Очерк истории туркм. народа, в сб.: Туркмения, т. 1, Л., 1929; Новый источник по истории Тимуридов, "ЗИВ АН", 1936, в. 5; Очерк истории Семиречья, Фрунзе, 1943.

=====

Лит.: Умняков И. И., В. В. Бартольд. По поводу 30-летия профессорской деятельности, Таш., 1926; Крачковский И. Ю., В. В. Бартольд в истории исламоведения, Избр. соч., т. 5, М.-Л., 1958; Смирнов Н. A., Очерки истории изучения ислама в СССР, М., 1954; Якубовский А. Ю., Проблема социальной истории народов Востока в трудах акад. В. В. Бартольда, "Вести. ЛГУ", 1947, No 12.

=====

Н. А. Смирнов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Бартольд — Василий Владимирович [3(15).11.1869, Петербург, — 19.8.1930, Ленинград], советский востоковед, академик (1913)... Большая советская энциклопедия
  2. Бартольд — Фридрих-Вильгельм (Barthold) — немецкий историк, род. 1799 в Берлине, ум. 1858. Из многих его сочинений наиболее замечательны: "Der Roemerzug Koenig Heinrichs von Lutzelburg" (Кенигсберг, 1830—31), "Geschichte von Rugen und Pommern" (Гамбург, 1839—45)... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона