АНТОНОВИЧ

1.

Владимир Бонифатьевич (1834-1908) — укр. историк, археолог, этнограф. Один из родоначальников укр. бурж. историографии, глава киевской школы укр. историков. С 1878 — проф. рус. истории Киевского ун-та. В 1863-80 — гл. редактор "Временной комиссии для разбора древних актов" в Киеве. Руководил изданием "Архива Юго-Западной России"; выпустил неск. томов с вступит. монографиями (ч. 3, т. 1 и 2 — О казачестве, ч. 3, т. 3 — О гайдамачестве, ч. 5, т. 1 — О городах). Ряд исследований А. по истории Украины и Литовско-Рус. гос-ва составил спец. сб. "Монографии по истории Зап. и Юго-Зап. России" (т. 1, 1885). Автор работ по археологии Украины: "Древности Юго-Зап. края. Раскопки в стране древлян" (1893) и "Археологич. карты" Киевской (1895) и Волынской (1900) губ. Совм. с М. П. Драгомановым издал "Исторические песни малорус. народа", т. 1-2, К., 1874-75. Исследуя вопросы социальной истории, А. рассматривал их, однако, с идеалистич. позиций, в плоскости действия абстрактных начал — общинного, дружинного, княжеского; противопоставлял укр. народ русскому, идеализировал казачество, выдвинул националистич. теорию о бесклассовости и "демократизме" укр. народа, развернутую позднее М. С. Грушевским.

=====

Лит.: Иконников В. С., Опыт рус. историографии, т. 1, кн. 1, отд. 2, К., 1891; Довнар-Запольский М. В., Ист. взгляды В. Б. Антоновича, в его кн.: Из истории обществ. движений в России, 2 изд., К., 1910; Павлуцький Г., В. Антонович як археольог, "Зап. Укр. Наукового Товариства в Киïвi", 1909, кн. 3; Лобода А., Працп Антоновича по етнографiï та лiтературi, там же.

2.

Максим Алексеевич (27.IV.1835 — 14.XI.1918) — рус. публицист революц.- демократич. направления, лит. критик, философ. Сын дьячка из г. Белополье Харьковской губернии. Окончил Петерб. духовную академию в 1859, но в результате изучения естеств. наук и знакомства с соч. В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова стал атеистом, отказался от духовной карьеры и по приглашению Добролюбова начал сотрудничать в "Современнике". С 1861 A. — ведущий критик журнала; после ареста Чернышевского (1862) до закрытия журнала в 1866 фактически возглавлял "Современник". Был близок к "Земле и воле" 60-х гг. В "Современнике" опубл. лучшие лит.-критич. статьи и рецензии А., в к-рых в яркой полемич. форме А. развивал принципы революц.-демократич. эстетики, опровергал теорию "чистого искусства" и отстаивал реалистич. произведения, вел борьбу с реакц. теориями журн. P. M. Достоевского "Время" и "Эпоха" (статьи А. "О почве", 1861; "Современные романы", 1864; "Суемудрие "Дня"", 1865, и др.). Проявлявшаяся иногда тенденция к вульгаризации материалистич. эстетики сказалась в отрицат. оценке А. романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" ("Асмодей нашего времени", 1862), вызвавшей полемику с Д. И. Писаревым. В 70-80-х гг. эпизодически сотрудничал в народнич. и либеральных изданиях ("Космос", "Слово", "Новое обозрение", "Рус. мысль", "Тифлисский вестник"). Был талантливым пропагандистом и популяризатором материализма и дарвинизма, физиологии Сеченова и передовых естественно-науч. знаний вообще. Вел борьбу против различных течений филос. идеализма, в т. ч. против рус. идеалистов — Данилевского, Леонтьева и т. п. ("Два типа совр. философов", 1861; "О гегелевской философии", 1861; "Совр. физиология и философия", 1862; "Единство сил природы", 1865; "Проф. Сеченов о несвободе воли", 1881; "Чарльз Дарвин и его теория", 1896). В нач. 20 в. выступил с критикой веховства (см. "Вехи") (статьи "Покаявшийся блудный сын и пропащий человек" — газ. "Новая Русь", 1909, No 133; "Письмо в редакцию" — журн. "Современник", 1911, кн. 1). До конца жизни А. сохранял верность идеалам шестидесятников, что накладывало печать ограниченности на его воззрения в условиях смены разночинного периода в революц. движении пролетарским. В 80-90-е гг. относился с симпатией к марксизму, но не понимал его.

=====

Соч.: Воспоминания, в кн.: Шестидесятые годы, (М.-Л.), 1933; Избр. статьи. Философия. Критика. Полемика, под ред. B. Евгеньева-Максимова, Л., 1938; Избр. филос. соч., М., 1945.

=====

Лит.: Очерки по истории философской и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956; Кирпотин В., О деятельности Антоновича до ареста Чернышевского, "Под знаменем марксизма", 1928, No 7-8; Пеунова М. Н., Мировоззрение М. А. Антоновича, М., 1960.

=====

В. А. Дьяков. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АНТОНОВИЧ — АНТОНОВИЧ Максим Алексеевич [27 апреля (9 мая), 1835, Белополье Харьковской губ. – 14 ноября 1918, Петроград] – русский публицист, литературный критик, философ-материалист. Сын дьячка. Новая философская энциклопедия
  2. Антонович — АНТОНОВИЧ Максим Алексеевич (1835–1918) — литературный критик «Современника» (1859–1866). Приобрел известность своей острой полемикой с журн. Достоевского: «Время» и «Эпоха», с журн. Писарева: «Русское слово» и др. Литературная энциклопедия
  3. Антонович — I Антоно́вич Владимир Бонифатьевич [18.2(2.3).1834, Махновка Бердичевского уезда Киевской губернии, — 8(21).3.1908, Киев], украинский историк, археолог, этнограф. Один из родоначальников украинской буржуазной историографии. Большая советская энциклопедия
  4. Антонович — орф. доб. Антонович, муж. отч. Орфографический словарь Лопатина
  5. Антонович — Антонович — Поручик Полтавского пех. полка. Ошибочно назван членом тайного общества в показаниях рядового Черниговского пех. полка И. Ракузы (см.), который спутал его с Устимовичем. ЦГАОР, ф. 48, оп. 1, д. 246. Большая биографическая энциклопедия