(29.VII(10.VIII). 1845 - 23.VI(6.VII). 1904) - казах. поэт-просветитель, обществ. деятель, основоположник казах. лит-ры. Род. в Чингизских горах (ныне с. Караул Семипалатинской обл.) в семье старшины рода Тобыкты. Учился в Семипалатинске в медресе и приходском училище (1858-59). В Семипалатинске сблизился с рус. политич. ссыльными - учеником Чернышевского Е. П. Михаэлисом, Н. И. Долгополовым и др. Под их влиянием занялся самообразованием, изучил передовую рус. лит-ру, в т. ч. произв. В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, и стал ее пропагандистом в Казахстане. Считал себя учеником Л. Н. Толстого и М. E. Салтыкова (Щедрина). В поэтич. произведениях и написанных в прозе "назиданиях" А. К. пропагандировал просветит. и демократич. идеи. Выступал против насилия и произвола родовой знати, взяточничества, мракобесия, родовой разобщенности, междоусобиц, против бесправия женщин, неравных браков. Единств. путь к новой жизни А. К. видел в просвещении народа. В противовес мусульм. вероучениям, был сторонником духовного раскрепощения человека. Только "разум, наука, воля, совесть", по мнению А. К., возвышают человека. Материалистич. догадки и стихийно-диалектич. мысли о непрерывном изменении мира переплетаются в произв. А. К. с верой в бога как в первопричину мира. Важнейшим средством просвещения народа считал лит-ру, от к-рой требовал сочетания "мастерства и правды". Произв. А. К. способствовали формированию новых обществ.-нравственных понятий, новых художеств. вкусов. При жизни А. К. его труды распространялись устно. Впервые изданы на казах. яз. в 1909 в Петербурге. В сов. время вышло полное собрание соч. А. К.
Соч.: Шыгармаларынын, еки томдык, толык, жыйнагы, т. 1-2, Алматы, 1957; в рус. пер. - Собр. соч., М., 1954; Избранное, Алма-Ата, 1958.




Ссылка на выделенный текст