Безумие

Понятие,  приобретающее собственно философскую и культурологическую размерность в контексте  выхода книги Фуко   "История  безумия в классическую эпоху" (1961). Осмысливая генезис современного европейского человека,  Фуко анализирует становление феномена Б. в истории европейского Запада.  По мысли Фуко, в конце средних веков культуру Европы охватили тревога и беспокойство. Б. и безумец несли в себе "и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и смехотворное ничтожество человека". При этом Б. полагалось не только предвестником апокалипсиса, оно полагалось также и знанием,  элементами некоего труднодостижимого, скрытого от всех, эзотерического знания. Гуманизм  16 в., который, по мысли А.Арто, "не возвеличил, а умалил человека", предварил эпоху классицизма, давшую начало новому пониманию Б. 1) Б. становится формой, соотнесенной с разумом. Оба служат друг другу мерой. 2) Б. превращается в одну из форм самого разума.  Оно сохраняет определенный смысл и самоценность, лишь находясь в пространстве последнего. "Истина  Б.", по Фуко, стала "одним из ликов разума", благодаря которой он обрел "еще большую уверенность в себе". Эпоха Возрождения выпустила на свободу голоса Б., сумев усмирить их неистовую силу; классическая эпоха ... заставила Б. умолкнуть. Так, Декарт отметил, что Б. сродни сновидению и заблуждению ума во всех его формах.  Для 16 в. Не-разум был некой прямо грозящей опасностью, которая всегда могла ... нарушить связь субъективного восприятия и истины. Со времен Декарта Б. помещено "вне той неотъемлемо принадлежащей субъекту сферы, где он сохраняет все права  на истину, — т.е. вне той сферы, какой является для классической мысли сам разум ... Если отдельный человек всегда может оказаться безумным, то ... мысль безумной быть не может". Появляется институт  изоляции безумных, медицина применительно к ним приняла "форму репрессии, принуждения, обязанности  добиваться спасения собственной души". Классическая эпоха, согласно Фуко, уподобила друг другу ряд самых различных форм девиантного поведения и собственно Б. на основе "общего знаменателя" неразумия: "наше научное и медицинское познание  безумия имплицитно основывается на сложившемся в эту эпоху этическом опыте неразумия, и это неоспоримый факт" . Неразумие выступило в роли осуждаемого, отрицаемого и тайного опыта, но "на его основе не только сложился такой социальный институт,  как изоляция, не только возникла система  категорий и практик, относящихся к Б., но прошла перестройка  всей этической сферы". 19 в. создал понятие "душевной болезни", десакрализировав Б.: "человек неразумный" был переведен в больницу, а изоляция стала терапевтической мерой. Фуко ставит проблему: "Какой смысл заключает в себе упрямое и неотвязное присутствие безумия в современном мире — такого безумия, которое неизбежно влечет за собой свою науку, свою медицину, своих врачей и которое целиком поглощается пафосом душевной болезни". При этом немаловажно и то, что "вся проблематика  Б." начала центрироваться на представлениях о "материальности души". К 19 в. неразумие начинает интерпретироваться и как "психологическое следствие моральной вины": "все, что было в безумии парадоксальным проявлением  небытия, станет лишь естественным возмездием за моральное зло". "Научная" психиатрия  19 ст. отныне становится возможной. По мысли Фуко, весьма значимым в судьбах "научной" психиатрии оказалось создание психоанализа:  "Фрейд вновь стал рассматривать безумие  на уровне его языка,  восстанавливая один из центральных элементов опыта, обреченного позитивизмом на немоту ... он вернул медицинской мысли понятие о возможности диалога  с неразумием ... Психоанализ — это вовсе не ответвление психологии; это возврат к тому самому опыту неразумия, в сокрытии которого, собственно, и состоит смысл психологии в современном мире". Как отмечает Фуко, если до 17 ст. средой, наиболее благоприятствующей распространению Б., считалось богатство  и прогресс,  то в 19 в. эту роль  берет на себя нищета.  Б. осмысляется в рамках социальной морали: оно превращается в стигмат  класса, отказавшегося принять формы буржуазной этики. Б. утрачивает связь с неразумием. Медицинское и психологическое понятие сумасшествия становится полностью внеисторическим, претворяясь в нравственную критику, направленную на все, что способно подорвать благоденствие и спасение человечества. Согласно Фуко, "представление о сущности безумия", которое имплицитно перешло от 18 ст. к 19, таково: 1) Роль изоляции состоит в том, чтобы свести Б. к его истине. 2) Истина Б. равна ему самому, минус окружающий мир, минус общество,  минус все, что идет вразрез с природой. 3) Этой истиной Б. является сам человек в своей простейшей изначальной неотчуждаемости. 4) Неотчуждаемым началом выступает в человеке единство Природы, Истины и Морали, иными словами, сам Разум. 5) Исцеляющая сила  Убежища заключается в том, что оно сводит Б. к истине, которая есть одновременно и истина Б., и истина человека, к природе, которая есть одновременно природа болезни и безмятежная природа мироздания. По Фуко, "отныне всякое объективное осмысление безумия, всякое познание его, всякая высказанная о нем истина будет разумом как таковым ... концом отчуждения в сумасшествии". Безумец прежде выступал Чужим относительно Бытия — человеком-ничто, иллюзией. Теперь он Чужой относительно себя самого, Отчужденный, Сумасшедший. Результатом выступает то, что "все то, что составляло неоднозначный, основополагающий и конститутивный опыт безумия" окажется утрачено в "сплетении теоретических конфликтов, связанных с проблемами истолкования различных феноменов безумия". Главный тезис книги Фуко заключается в том, что до 19 в. не было Б.; психиатрия создала психические болезни; современная культура  непреднамеренно создала такой образ  психической болезни, в который можно вглядываться, ища разгадки сущности человека. По мысли Фуко, истина Б. связывает истину дурных инстинктов человека с его телом.  Таковая истина несовместима с общественными нормами. Излечение безумных становится уделом других людей (ср. у Делеза: "Чтобы сойти с ума, нужны двое. С ума сходят всегда на пару"), а — как итог — "истина человека" как таковая посредством Б. и тела становится объектом научного исследования, надзора  и управления. А.А. Грицанов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. безумие — -я, ср. 1. Сумасшествие. Приступ безумия. 2. Крайнее безрассудство; безрассудный поступок. [Матвею] казалось, что обедать в ресторане — чистое безумие. Короленко, Без языка. ◊ @ до безумия чрезвычайно (о крайней степени какого-л. свойства, состояния.). Любить до безумия. @ Малый академический словарь
  2. безумие — орф. безумие, -я Орфографический словарь Лопатина
  3. безумие — • невероятное ~ • совершенное ~ • чистое ~ Словарь русской идиоматики
  4. Безумие — Безумие см. Болезнь. Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. безумие — Сумасшествие, помешательство, мания см. >> безрассудство, глупость Словарь синонимов Абрамова
  6. безумие — Без/у́м/и/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  7. безумие — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? безумия, чему? безумию, (вижу) что? безумие, чем? безумием, о чём? о безумии 1. Безумием называют отчаянный, безрассудный поступок. Согласиться на это было бы чистым безумием. | Оставаться здесь — безумие!... Толковый словарь Дмитриева
  8. безумие — РАЗУМ — БЕЗУМИЕ Германец охотно признает, что в основе бытия лежит не разум, а бессознательное, Божественное безумие. Н. Бердяев. Судьба России. Роскошь есть безумие, уродливое и неестественное уклонение от указанных природой и разумом потребностей. Словарь антонимов русского языка
  9. безумие — • Голое (Андреев). Словарь литературных эпитетов
  10. безумие — БЕЗУМИЕ -я; ср. 1. Сумасшествие. В припадке безумия. 2. Разг. Крайнее безрассудство; безрассудный поступок. Считать затею безумием. Строить город на болоте — чистое б. ◁ До безумия, в зн. нареч. Очень, чрезвычайно. Любить, страдать до безумия. Увлечься чем-л. до безумия. Толковый словарь Кузнецова
  11. безумие — БЕЗУМИЕ, Безумство ср. отсутствие, недостаток, бедность ума; малоумие, сумасшествие, помешательство; тупость, глупость; сумасбродство, шаль, дурь; нерассудительность, безрассудство. Безумный, сиб. Толковый словарь Даля
  12. безумие — БЕЗУМИЕ, я, ср. 1. То же, что сумасшествие (устар.). 2. Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении. Любить до безумия (очень сильно). Толковый словарь Ожегова
  13. безумие — БЕЗ’УМИЕ, безумия, мн. нет, ср. 1. Безрассудство, безрассудный поступок. С его стороны было безумием принимать такие условия. Любить до безумия. 2. Сумасшествие (·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  14. безумие — Старославянское безоумие образовано методом кальки с греческого aphrosyne (a – "не, без"; phronis – "ум, разум", syne – суффикс, соответствующий русскому "ие"). Этимологический словарь Крылова
  15. безумие — безумие ср. разг. 1. Сумасшествие. 2. перен. Крайнее безрассудство. || Безрассудный поступок. 3. перен. Чрезвычайная сила проявления какого-либо чувства, состояния и т.п.; неистовство. Толковый словарь Ефремовой
  16. Безумие — Термин нашего законодательства, означающий прирожденную или возникшую в младенчестве душевную болезнь — см. Болезни душевные. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона