Америка

("Amerique". Pаris, 1986) — философско-художественное эссе Бодрийара . Посвящено осмыслению последствий возникновения на современном Западе  все более обыскусствленной среды обитания, собственно философский анализ  которых Бодрийар впоследствии осуществил в книге "Прозрачность Зла"  — "Прозрачность  Зла" (Бодрийар). Текст  "А." выстроен в жанре путевых заметок странствующего по стране философа. Внешне американские города  напоминают Бодрийару "нечеловеческие черты внеземного объекта" , созданного "транссексуальной капиталистической надменностью мутантов". Это "симметричная, светоносная, властвующая абстракция" , где даже религия  смогла сделаться "спецэффектом". По мысли Бодрийара, "бесчеловечность нашего запредельного, асоциального и поверхностного мира" отыскивает свою "эстетическую и экстатическую" форму в великих американских пустынях. Именно они символизируют "экстатическую критику" современной культуры. Отсутствие у США прошлого, которое можно было бы осмыслить, позволяет Бодрийару сделать вывод, что  - "единственно реально существующее первобытное общество" , хотя и принадлежащее будущему. — страна-"оригинальная версия современности" — именно ее города находятся в центре мира. Европейцы ("дублированная или с субтитрами" версия современности) безнадежно отстали от "ограниченности, способности к переменам, наивного отсутствия чувства меры и социальной, расовой, морфологической, архитектурной эксцентричности" американского общества. Менее всего способны проанализировать его, по мнению Бодрийара, сами американские интеллектуалы,  "драматически чуждые конкретной, невероятной мифологии, которая творится вокруг". — гиперреальность,  ибо являет собой утопию, которая "с самого начала переживалась как воплощенная". Для Европы характерен "кризис исторических идеалов, вызванный невозможностью их реализации". У американцев — "кризис реализованной утопии, как следствие ее длительности и непрерывности". (Ср. у О.Паса: создавалась с намерением ускользнуть от истории, построить утопию, в которой можно было бы укрыться от нее.) Истина  этой страны способна открыться лишь европейцу, ибо только он в состоянии рассмотреть в Америке "совершенный симулякр, симулякр имманентности и материального воплощения всех ценностей". В этом средоточии богатства и свободы, когда "все доступно: секс, цветы, стереотипы  жизни и смерти", всегда стоит, по Бодрийару, один и тот же вопрос: "Что Вы делаете после оргии?" Оргия окончена, освобождение состоялось, — фиксирует Бодрийар, — "... секса больше никто не ищет, все ищут свой "вид" (gender), то есть одновременно свой внешний вид (look) и свою генетическую формулу. Теперь мы выбираем не между желанием и наслаждением, а между своей генетической формулой и собственной сексуальной идентичностью  (которую необходимо найти)". Философ видит вокруг себя субъектов "полного одиночества" и "нарциссизм,  будь он обращен на тела или на интеллектуальные способности". Тело  выступает здесь в качестве "объекта иступленной заботы": "мысль о физическом или нервном истощении не дает покоя, и смысл смерти для всех заключается в ее постоянном предупреждении". Речь  не идет, согласно Бодрийару, чтобы быть или даже иметь тело, необходимо быть подключенным к нему: тело являет собой "сценарий", осуществляющийся посредством разнообразных "гигиенических реплик". Характеризуя миссионерство и анабаптизм Америки, Бодрийар отмечает акцентированно расширенную концепцию американских музеев: "все заслуживает сохранения, бальзамирования, реставрации". нцы, — пишет философ, — "... прозевав настоящее крещение, мечтают все окрестить во второй раз, и только это позднейшее таинство, которое, как известно, повторение первого, только куда более подлинное, для них имеет значение:  вот совершенное определение  симулякра" /подчеркнуто нами. — А.Г., О.Г./. Одним из следствий такого культурного состояния выступает то, что американцы сражаются "двумя важнейшими видами оружия: авиацией и информацией. Иными словами: это реальная бомбардировка неприятеля и электронная всего остального мира... Такие армии не нуждаются в территории... Война  /во Вьетнаме — А.Г., О.Г./ была выиграна одновременно обеими сторонами: вьетнамцами на земле, а американцами в электронном ментальном пространстве... Одни одержали идеологическую и политическую победу, другие извлекли из всего этого Апокалипсис сегодня, который обошел весь мир". По мысли Бодрийара, "если европейское мышление характеризуется негативизмом, иронией, возвышенностью, то мышление американцев характеризуется парадоксальным юмором свершившейся материализации, всегда новой очевидности... юмором естественной видимости вещей". Европе присущ "тревожный синдром deja vu /уже виденного — А.Г., О.Г./ и мрачная трансцендентность истории". Свобода  и равенство  приобрели в Америке не-европейский облик. Как отмечал А.Токвиль : "Я упрекаю равенство вовсе не в том, что оно вовлекает людей в погоню за запрещенными наслаждениями, а в том, что оно полностью поглощает их поиском наслаждений дозволенных". Парадокс Токвиля, по мысли Бодрийара, состоит в том, что американское общество  тяготеет одновременно к абсолютной незначимости (все вещи стремятся к тому, чтобы уравняться и раствориться в общем могуществе) и к абсолютной оригинальности. — это "гениальный универсум, появившийся благодаря неудержимому развитию равенства, пошлости и незначимости". В своем коллективном сознании американцы "больше предрасположены к моделям мышления XVIII века: утопической и прагматической, нежели к тем, которые были навязаны Французской революцией: идеологической и революционной". Как подчеркивает Бодрийар, "в американской системе поражает то, что не существует никакой заслуги в неподчинении закону,  нет престижа  в нарушении закона или несогласии с ним": этот конформизм  "сближает американское общество с обществами первобытными, где с нравственной точки зрения было бы абсурдно не соблюдать правил, установленных коллективом". Такой конформизм оказывается "следствием пакта, заключенного на уровне нравов, совокупности правил и норм, предполагающих в качестве принципа  функционирования почти добровольное согласие, тогда как в Европе распространилось чуть ли не ритуальное неподчинение собственной системе ценностей". Согласно Бодрийару, "гарсон из сартровского кафе ... изображает свободу и равенство с нами, ничего этого не имея. Отсюда несчастная надуманность его поведения, свойственная у нас почти всем социальным классам. Этот вопрос о равенстве нравов, свободе нравов не только не был никогда разрешен, но даже не был по-настоящему поставлен в нашей культуре [...] В Америке ... люди почти естественно забывают о разнице положений, отношения строятся легко и свободно". Европейская культура  - культура "переуплотненности", американская культура — демократическая культура пространства. Движение — естественное занятие  для американца, природа — граница  и место действия. По мысли Бодрийара, "в этом нет ничего от вялого романтизма и галло-романского покоя, из которого состоит наш досуг" . Отпуск стандартного француза суть "деморализующая атмосфера свободного времени, вырванного у государства, потребляемого с плебейской радостью и показной заботой о честно заработанном досуге. В Америке свобода не имеет статичного или негативного определения, ее определение пространственное и мобильное". Осмысливая в этом контексте  специфику американской демократии, Бодрийар отмечает: "... свобода и равенство, так же, как непринужденность и благородство манер, существуют только как изначально данные.  В этом и есть демократическая сенсация: равенство дается в начале, а не в конце ... Демократы требуют, чтобы граждане были равны на старте, эгалитаристы настаивают, чтобы все были равны на финише". есть реализованная антиутопия:  антиутопия безрассудства, де-территоризации, неопределенности субъекта и языка,  нейтрализации всех ценностей, конца культуры. Согласно Бодрийару, "тайна американской реальности превосходит наши вымыслы и наши интерпретации [...] В этом смысле вся представляет собой для нас пустыню". Культура здесь "приносит в жертву интеллект  и любую эстетику, буквально вписывая их в реальное". Нового в Америке — шок первого уровня (примитивного и дикого) и третьего типа (абсолютный симулякр). Европе это трудно понять, ибо она, констатирует Бодрийар, всегда предпочитала второй уровень — уровень рефлексии, раздвоения, несчастного сознания. Безжизненный и завораживающий Новый Свет девальвировал все европейские ценности,  для Старого Света — "страна без надежды". А.А. Грицанов, О.А. Грицанов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Америка — Одна из шести частей света. Находится в Западном полушарии, между Тихим (на западе ) и Атлантическим (на востоке ) океаном. На С. омывается Сев. Ледовитым, на Ю. – Южным океанами. Состоит из двух материков: Сев. Америка и Юж. География. Современная энциклопедия
  2. Америка — 1) часть света в Зап. полушарии, между Атлантическим и Тихим океанами, состоит из материков Сев. и Юж. Америка. Скандинавы, бывавшие на побережье сев. материка в X-XI вв. и позже, обобщающего названия для известных им земель не имели. Топонимический словарь
  3. Америка — Часть света, образуемая двумя материками — Северной Америкой и Южной Америкой. А. расположена в Западном полушарии, между Атлантическим и Тихим океанами. В состав А. входит крупнейший в мире остров Гренландия и ряд др. близлежащих островов. В Северной... Большая советская энциклопедия
  4. Америка — Часть света, образуемая двумя материками – Северной Америкой и Южной Америкой; расположена в Западном полушарии, между Атлантическим и Тихим океанами; названа по имени мореплавателя А. Веспуччи. Судьба эпонимов. Словарь-справочник
  5. Америка — Часть света, образуемая двумя материками — Северной А. и Южной А. В Сев. А. часто выделяют Центральную А. и о-ва Вест-Индии (Багамские о-ва, Большие и Малые Антильские и др. о-ва). В состав А. входят также о-в Гренландия и ряд других о-вов. Католическая энциклопедия
  6. америка — Открыть америку Словарь синонимов Абрамова
  7. Америка — орф. Америка, -и (также: открыть Америку, перен.) Орфографический словарь Лопатина
  8. Америка — Часть света в Зап. полушарии, между Тихим (на З.) и Атлантическим (на В.) океанами. Общая площадь 42,5 млн. км². На С. омывается Сев. Ледовитым, а на Ю. – Юж. океанами. Состоит из двух материков – Сев. Америки и Юж. Словарь географических названий
  9. АМЕРИКА — Часть света, образуемая 2 материками — Сев. Америкой и Юж. Америкой. Расположена в Зап. полушарии, между Атлантич. и Тихим ок. Общая площ. 42,6 млн. км2. Нас. 390 млн. чел. (1958). См. Северная Америка и Южная Америка. Советская историческая энциклопедия
  10. Америка — Часть света, образуемая двумя материками — Северной Америкой и Южной Америкой; границу между ними обычно проводят через Панамский перешеек. Pасположена в Зап. полушарии, между Атлантич. и Teхим ок. B Cев. A. часто выделяют Центр. A. и o-ва Bест-Индии. Горная энциклопедия
  11. америка — АМЕРИКА -и; ж. [с прописной буквы] 1. Часть света, образованная двумя материками — Северной Америкой и Южной Америкой. 2. Разг. Соединённые Штаты Америки (государство в Северной Америке). ◁ Американский (см.). Толковый словарь Кузнецова
  12. Америка — Название великому континенту было дано по имени Америго Веспуччи (1454 – 1512), флорентийца по происхождению, а по профессии мореплавателя. Этимологический словарь Крылова
  13. Америка — (дополнение к статье <<�Америка, материк>>) (см.). — В конце XIX ст. политическое распределение стран А. изменилось. Последствием войны Соед. Штатов Сев. А. с Испанией (1898 г.) была утрата последнею всех ее владений на западн. полушарии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  14. америка — Америка ж. 1. Одна из пяти частей света, образуемая двумя материками: Северной Америкой и Южной Америкой. 2. разг. Страны, расположенные в этой части света. 3. разг. Население этой части света. Толковый словарь Ефремовой
  15. АМЕРИКА — АМЕРИКА — часть света, образуемая 2 материками — Северной Америкой и Южной Америкой; границу между ними обычно проводят по Дарьенскому, иногда Панамскому перешейкам. Расположена в Западном полушарии, между Атлантическим и Тихим ок. В Сев. Большой энциклопедический словарь