Космическая созидательная энергия, трансформация пространства во время, ритм вселенной, имитация божественной игры творения, поддержание силы, эмоций, активности. Круговые танцы повторяют движение Солнца в небе и могут, кроме того, закрывать, заключать святое место. Танцы с мечом и шуточные народные танцы помогают Солнцу в его круговом движении по небу, особенно весной. Когда танец совершается вокруг какого-то объекта, его тем самым закрывают, заключая в магический круг, защищая и придавая силы. Танцы цепочкой символизируют связь женщины и мужчины, Неба и Земли. Так называемая суматоха, или танцы-лабиринты, были первоначально апотропаическими, но, в то же время, придавали силы объекту, находящемуся в центре. Если в центре, как это часто бывало, была девушка, целью танца было достичь объекта и центра, что приобретало смысл либо инициации, либо обретения рая. Танцы с веревочкой или нитью изображают нить Ариадны и тайное знание, дающее возможность как входа, так и выхода из лабиринта; веревка или нить, предположительно, имеют значение пуповины. В индуизме танец Шивы - вечное движение вселенной, ее ритм, игра творения, где Шива - Творец, Хранитель и Разрушитель мира. Он танцует на поверженном демоне хаоса и материи, на преодоленном незнании. Его танец символизирует освобождение вслед за разрушением иллюзий. Танцуя на склоненной фигуре ребенка, Шива столь легок, что он не наносит ему вреда. А когда он танцует с женщиной, его танец столь же нежен, грациозен и естественен, как и истинная игра двух полов. Когда он танцует один, то принимает символизм одинокого, не от мира сего аскета и становится насильственным и разрушительным. Несмотря на то, что танец тесно связан с Шивой, Владыкой Танца, многие другие индуистские боги связаны с танцем и музыкой. Вишну и Кришна танцуют на голове змеи Калийя. В постведических текстах ганец ассоциируется со старением и смертью. В Упанишадах смерть - это танец, поскольку танец разрушается в самый момент его создания, но, подобно смерти, он также и освобождает. В безумии танца Диониса (Вакха) есть символ эмоционального хаоса. В монотеистических религиях круговые танцы имитируют танцы ангелов вокруг трона Господа. В апокрифических Деяниях Святого Иоанна описывается круговой танец, в котором двенадцать апостолов окружают Иисуса, стоящего в центре, который назвал это, якобы, таинством. В исламе дервиши, кружась в танце, имитируют движение планет вокруг своей собственной оси и вокруг Солнца; имитируются также циклы существования и вращение их духом.






Ссылка на выделенный текст