Наряду с сердцем считается основной частью тела, местом расположения жизненной силы, души и ее силы. Означает мудрость, ум, управление и контроль. В голове есть место как для разума, так и для глупости. Она является объектом и почестей, и бесчестия: голову украшают, с одной стороны, корона славы и венок триумфатора, с другой, - пепел траура и наказание, шутовской колпак и уголья горящие. Когда человек брал на себя какой-либо обет, ему брили голову или помещали на нее корону. , изображенная на гробнице, или мемориальный бюст олицетворяют жизненную силу и гениальность обладавшего ею человека. В головках цветов содержатся семена будущей жизни. Головы с крыльями означают жизненную силу, душу и сверхъестественную мудрость. Принесенные в жертву или добытые на охоте головы быков, коней или вепрей, считались вместилищем жизненной силы и плодовитости и развешивались на стенах домов. Их выносили при выполнении обрядов и Подавали на стол во время ритуальных обедов. Считается, что охотник, добывший чью-либо голову, получал жизненную силу и плодовитость жертвы. Поклон головой означает принижение вместилища своей жизненной силы перед другим и выражает почесть или подчинение. Кивнуть головой значит поручиться своей жизненной силой. , покрытая завесой, (см. вуаль) означает непроницаемость, скрытность и тайное знание. Кроме того, головы жертв часто закрывались покрывалом или гирляндами, отсюда пошел обычай закрывать лицо невесты и монахини, которая умирает в своей прежней жизни. Вуаль или шляпа, помимо всего прочего, защищает внутреннюю жизнь головы. Боги и мифологические персонажи с двумя головами, такие как Янус, символизируют начало и конец, прошлое и будущее, вчера и сегодня, солярную и лунную силу. Это также Лунус-Луна, заходящая и восходящая сила солнца, выбор пути на перекрестке, судьба, начало всякого предприятия или путешествия, отъезд и возвращение. Двуликий Янус олицетворяет силы, открывающие и закрывающие двери, а значит его атрибутом будут ключи. Две головы означают также суждение и различение, причину и следствие, видение внутри и снаружи. Если в изображении соединены мужская и женская голова или король и королева, значит это андрогин, объединяющий противоположности. Подобная фигура символизирует также единство духовной и светской власти. Благоразумие аллегорически изображается двуглавым существом, смотрящим в обе стороны. Две головы Януса означают, кроме того, летнее солнцестояние в созвездии Рака (дверь человека), снижение и убывание силы солнца и, зимнее солнцестояние в созвездии Единорога (дверь богов), восхождение и прибывающую силу солнца. Головы Диоскуров, глядящие вверх и вниз, символизируют попеременное появление солнца в верхнем и нижнем полушарии, а также смену дня и ночи. Трехглавые боги символизируют три царства; прошлое, настоящее и будущее; три фазы луны; восходящее, полуденное и заходящее солнце. Так представлены Серапис, Геката и, иногда, Цернунн. Астральные божества со множеством голов символизируют всевидение или множество циклов или периодов развития. Животное или чудовище, держащее в зубах кольцо, - это страж пути. Головы, изображенные в виде фонтанов, означают силу речи и отдохновение. В кельтском эпосе голова несет солярный смысл и означает божество, мудрость и силу другого мира. , венчающая колонну, имеет фаллическое значение; голова с фаллосом означает плодовитость, а также имеет погребальный и апотропаический смысл. Кельты традиционно объединяют голову и фаллос. Иногда бога Цернунна изображают трехглавым. У христиан Христос - Глава Церкви. Обезглавленные св. Албан, Клер, Денис, Петр и Валерия имеют голову в качестве эмблемы. У греков голова зерна, которое, согласно Платону, есть образ мира, была идентифицирована с Церерой как символом плодородия и являлась центральным звеном Элевсинских мистерий. В еврейской каббале - это Arik Anpin, Мощная Опора, Высшее Божество. В индуизме четыре головы Брахмы - источники четырех Вед. В скандинавской мифологии голова вепря, как символ Фрейи, наполнена жизненной силой, поэтому на празднике Юлетиде она олицетворяла изобилие и удачу в следующем году. У древних славян трехглавый бог смотрел на Небо, Землю и Море; на Небеса, Землю и Преисподнюю; в прошлое, настоящее и будущее. В шумеро-семитской мифологии семитский Эл и шумерский Мардук изображались двуглавыми, глядящими направо и налево, и имели то же значение, что и Янус.






Ссылка на выделенный текст