Символизирует полную проявленность; синтез неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня; одновременно axis и imago mundi; срединное древо, соединяющее три мира, делающее возможным сообщение между ними и дающее доступ к солнечным силам; омфал и центр мира. также означает женское начало; питание, убежище, защиту и поддержку, предоставляемые Великой Матерью; силу неистощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует. Деревья часто стилизуются под женскую фигуру. Погруженное корнями в недра земли, соприкасаясь с водами в ее центре, дерево растет в мире Времени, наращивая кольца как показатель своего возраста, а ветви его достигают небес и вечности, символизируя различия в плане проявлений материального мира. Вечнозеленое дерево означает бесконечную жизнь, неумирающий дух и бессмертие. Летнее дерево - это мир в бес конечном обновлении и воз] ожде-нии, принцип умереть чтобы жить, воскресение, воспроизводство, мир жизни. И то, и другое дерево символизирует различное в едином, множество ветвей, растущих из одного корня и вновь возвращающихся к единому в потенциале семени плода. Космическое Древо изображается либо с расходящимися и сходящимися ветвями, либо имеющими два ствола и единый корень, что указывает на универсальность проявлений материального мира, идущую от единства к разнообразию и назад к единству. Единение Неба и Земли также можно передать через два дерева, соединенных одной веткой, на которой растет побег, символизирующий единство взаимодополняющих начал (мужского и женского, и т, п, ) или андрогина. Два дерева, одно из которых является отражением другого, имеют эту же символику. Как мировая ось, дерево ассоциируется с горой и колонной, то есть со всем, что имеет осевую символику. , подобно роще, горе, камню и водам, может символизировать космос во всей полноте его связей. Космическое древо часто изображается растущим на вершине горы, а иногда - наверху колонны. Символами дерева являются колонна, шест, зазубренный шест, ветка и т, п. Они часто изображаются в сопровождении змеи, птицы, звезд, фруктов и различных лунных животных. Деревья, приносящие плоды жизни, - священны. К ним относится виноградная лоза, тутовое дерево, персик, финик, миндаль и кунжут. Древо Жизни и Древо Познания растут в раю. Первое растет в его центре и означает восстановление, возвращение к изначальному совершенству. Это космическая ось, символизирующая единство за пределами добра и зла. Второе дерево, очевидно, двойственно, ибо на нем растут плоды добра и зла. Во многих традициях это соотносится с первочеловеком и его утратой райского состояния, а также с фазами убывания и нарастания луны, смертью и возрождением. Древо Жизни символизирует также начало и конец цикла: оно имеет двенадцать плодов (иногда десять), которые являются формами солнца и которые появятся одновременно в конце цикла как проявления Единого. Бессмертие можно обрести, отведав плод с Древа Жизни (персик бессмертия, растущий посреди даосско-буддистского Западного Рая), либо выпив влаги, полученной из этого Дерева (иранская хаома). Древо Познания часто изображается как лоза (in vino veritas). Деревья рая, усыпаные вместо цветов или фруктов драгоценными каменьями, упоминаются в описаниях индийского, шумерского, китайского и японского рая. Умирающего бога всегда убивают на дереве. Перевернутое дерево является широко распространенным символом магического действия: его направленные вверх корни символизируют основы, а ветви - их реализацию в проявлениях материального мира. При этом высокое опускается, а низкое - возвышается, что олицетворяет отражение друг в друге земного и небесного миров, возвращение знаний к их основам. Кроме того, перевернутое дерево может означать Солнце, посылающее свои лучи на Землю, направленную вниз силу Небес, вдохновение. В церемониях инициации оно символизирует обратное движение и смерть инициируемого. На урнах с прахом умерших перевернутое дерево символизирует смерть. Древо Сефиротов часто изображается перевернутым. Древо Света, или сияющее в ночи Небесное Древо, символизирует перерождение, а свечи и лампы на этом древе - души. Этот символизм прослеживается с буддистским деревом на празднике умерших, христианской Рождественской елкой, сосной Аттиса и Диониса, тевтонской елью Водена, на которой огни и светящиеся шарики символизируют солнце, луну и звезды на ветвях Космического древа. Подарки, развешиваемые на таких деревьях, были жертвоприношениями Дионису и Аттису, Атаргитису и Кибеле. Воден одаривал подарками тех, кто оказывал почести его дереву. На его ветвях часто изображается священная птица. Свежей Росы, или Поющее находится на вершине Священной горы и является мировой осью. , обвитое змеей, символизируют, соответственно, axis mundi и циклы проявлений материального мира. Змея или дракон, охраняющие дерево, означают трудность приобщения к мудрости. С другой стороны, змея может соблазнить мужчину или женщину приобрести бессмертие или знание, добыв плод этого дерева для них и для себя тоже. Древо, камень и алтарь вместе символизируют микрокосмос, где камень олицетворяет вечное и неизменное, а дерево - преходящее и изменчивое. может олицетворять какое-либо божество и быть его глашатаем, подобно дубу Додоны, пылающему кусту Моисея или звукам в вершинах шелковиц (2-е Поcл. к самарит, , 5). Деревья с десятью или двенадцатью птицами символизируют солнечный цикл, а с тремя птицами - лунные фазы. Влезть на дерем значит перейти с одного онтологического плана на другой, вознестись к богам на Небо или к высшей реальности, обрести эзотерические знания посредством выхода за пределы мира. В шаманизме можно достичь иных сфер и обрести магическое знание, влезая по шестам, лианам, стеблям бобов или иным вьющимся растениям. Изогнутое дерево считается священным и может оказывать на человека положительное или отрицательное магическое влияние. В алхимии дерево означает prima materia, причину и результат Делания. У арабов Зодиак символизируется фруктовым деревом с двенадцатью ветвями, плодами которого являются звезды. У аборигенов Австралии Мировое Древо поддерживает свод небес, а его ветви усыпаны звездами. У буддистов фиговое дерево, священный фикус или дерево бо (Ficus religiosa), под которым Будда обрел просветление, является Священным Центром. - символ Великого Пробуждения, Древо Великой Мудрости, суть Будды. Его корни уходят глубоко в стабильность, , . чьи цветы - моральные деяния, , . плодами которого являются добродетели (Буддхакарита). В кельтском эпосе священными считаются разные деревья: дуб, береза, орешник, ясень, тис. Дуб друидов и омела символизируют мужское и женское начала. Иисус появляется у ивы. Галльская ольха и тис считаются священными деревьями, а ирландский падуб, тис и гэльская рябина обладают магическими силами. Кентигерн или Мунго ассоциируется с деревом. У китайцев Древом Жизни считаются разные деревья. Иногда это персик, шелковица или слива, а на Тайване и у племен мяо - бамбук. Жизни, как и Свежей Росы, растет на вершине священной горы Кунь-Лунь и является мировой осью. Под ветвями Годового Дерева изображается двенадцать зверей, символизирующих созвездия и Символических Животных Двенадцати Земных Ветвей. Деревья с парами переплетающихся ветвей символизируют соединение пар противоположностей или пар любовников. Идеографическое изображение солнца с деревом означает закат; если солнце покоится на дереве - конец цикла; солнце, упавшее к корням дерева, - тьму; дерево с десятью солнцами - завершение цикла. В христианстве дерево является образом человека, так как родит одновременно плоды и добра, и зла. С другой стороны, оно является символом воскрешения, так как несет обновление через смерть Христа на деревянном кресте, который был сделан из Древа Познания, и, таким образом, спасение и жизнь были обретены на том же дереве, из-за которого произошло грехопадение и смерть, и покоритель оказался покорен. Крест иногда отождествляется со Срединным Древом, как вертикальной осью сношений между Небом и Землей. В средневековой христианской символике было известно Древо живых и мертвых, приносящее плоды добра и зла, вырастающие на его разных сторонах. Его стволом был Христос как символ центрального креста на Голгофе. Это дерево было эмблемой святой Зенобии. У египтян Жизни сикамора имеет волшебные руки, полные даров, и льет из сосуда воду как символ плодородия. Хатхор может изображаться как дерево, дающее пропитание и выживание. Древовидный вереск заключал в себя гроб Озириса. В греко-римской мифологии дуб изначально считался деревом небесного бога Зевса (Юпитера). Деревьями солнечного бога Аполлона считались пальма, лавр и олива. Артемиде были посвящены различные деревья: в Лаконии ее звали Каруатис и посвящали ореховое дерево; дерево Артемиды Сотеира из Бойи - мирт, из которого был рожден Адонис; Артемиде Эфесской посвящены вяз, дуб и кедр. Виноградная лоза посвящена Дионису(Бахусу), олива - Гераклу, платан - Елене Спартанской, лавр - Дафне. и прививочный крюк - атрибуты Сильвана. В еврейской каббале Бога символизирует все творение и материальный мир. Роса Света истекает с Дерева Жизни, и с ее помощью воскрешаются мертвые. В Древе Сефиротов колонны правой и левой руки символизируют двойственность, а центральная колонна их уравновешивает и восстанавливает единство. Часто оно изображается перевернутым. Древо Жизни тянется сверху вниз и является тем Солнцем, которое озаряет все (Зогар). Это дерево имеет собственную богатую символику. Еврейское Древо Жизни растет посреди Священного Города. У индийцев космос - это огромное дерево, корни которого уходят в подземный мир, ствол находится в земном мире, а ветви - на небесах. Брахман был древом, Брахман - древо, из которого сотворены были Небо и Земля (Тайтти-рия Брахмана). Это божество в проявленном состоянии. Космическое Древо иногда изображается растущим из Космического яйца, плывущего в Океане Хаоса. Древо Жизни - это Адити, суть личности, в то время как Дити (разделение) - это дуалистическое Древо Познания, или Самсара, которое подрубает своим топором Вишну. Адитьи, двенадцать знаков зодиака и месяцев года, символизируются деревом с двенадцатью солнцами, которые появятся одновременно в конце цикла как проявление Единого. Иногда изображаются два дерева со стволами, наложенными один на другой: одно дерево небесное, а другое земное. Это означает, что они являются лишь отражением друг друга, двумя сторонами одной сути. Утроенное дерево с тремя солнцами символизирует тримурти. Горящий куст становится Космическим м в ведическом огненном символизме Агни, который также ассоциируется с деревом как жертвенной колонной. На Горе Меру растет дерево Пара-джита, которое наполняет ароматом своих цветов весь мир. В Ригведе упоминается перевернутое дерево Асваттха. У иранского Космического Дерева имеется семь ветвей: золотая, серебряная, бронзовая, медная, оловянная, стальная и из железного сплава. Они символизируют семь этапов истории и семь планет, каждая из которых правит миром по тысяче лет. Здесь также прослеживается символизм двух деревьев: белого хаома, небесного дерева, растущего на вершине священной горы и оси мира Альборж, и желтого дерева, которое представляет собой земное отражение хаома. Ореховое дерево также считается м Жизни. В зороастризме также есть два дерева: Солнечного Орла, выросшее из первичного океана, и Всех Семян - зародышей всего живого. У мусульман Благословения, которое не есть ни Восток, ни Запад, и потому соотносится с Центром и символизирует духовное благословение и озарение, свет Аллаха, которым он освящает землю. Это дерево - олива, дающее как пропитание, так и масло для ламп. Перевернутое Счастья своими корнями вросло в самые высокие небеса и раскинуло свои ветви над всей землей. От этого Небесного Дерева, Туба или Сидра, растущего в центре рая, текут четыре реки с водой, молоком, медом и вином. Лот символизирует непроходимую границу. Космическое дерево растет на вершине Космической Горы и символизирует всю вселенную. У японцев Древо Жизни - это мифологическое Сакати. Деревца бонсай символизируют природу в ее простоте и мудрости. У народов Мексики Космическое - агава - источающий молоко кактус, который вместе с соколом символизирует мощь солнца или освобождение новой луны. В митраизме Древо Жизни - сосна. У скандинавов это иггдразил или ясень. Лерад растет у стен Валгаллы, и коза Хейдрум ощипывает молодые побеги на его ветвях и дает воинам мед для питья. В шаманизме Древо Жизни - береза с семью ветвями. Иногда она может быть стилизована шестом с семью отметками, символизирующими семь планет и семь стадий восхождения к небесам, при этом ее ветви олицетворяют звездный свод. В шумеро-семитской традиции Древо Жизни символизирует космическое обновление, у него семь ветвей - семь планет и семь небес. Вокруг вавилонского Древа Жизни вращается вселенная, его ветви сделаны из ляпис-лазури, а на них - чудесные плоды. Сосна посвящена фригийскому Аттису. Пальма - Древо Жизни Вавилона, Финикии и Халдеи. Виноградная лоза посвящена вавилонскому Сидури и считается ассирийским Древом Жизни. Аккадская ива посвящена аккадскому Зевсу, а пальма, гранатовое дерево и кипарис - священные деревья семитов. Сирийские Ашторет и Астарта могут символизироваться неиконическим древесным стволом. У даосов Древо Бессмертия - персик. Деревья с парами переплетающихся ветвей или с одной общей ветвью символизируют пары противоположностей, инь и ян в едином Дао. У тевтонов Древо Жизни - ель Водана, а позднее - липа. Ель стала Новогодним деревом.






Ссылка на выделенный текст