Валторна

(от нем. Waldhorn, букв. — лесной рог; нем. также Horn, итал. corno, франц. cor, англ. french horn) — духовой мундштучный инструмент. Происходит от охотничьего рога. Имеет длинный, узкий, изогнутый в виде кольца цилиндрич. ствол, вблизи широкого раструба переходящий в конический. Мундштук глубокий, узкий, воронкообразный. Старинные В. (натуральные) не имели механики; с помощью передувания исполнитель извлекал из них тоны натурального звукоряда — от 2-го до 16-го, иногда до 18-го. Диатонич. мажорная гамма получалась лишь в верхнем регистре между 8-м и 16-м звуками. Ограниченность звукоряда породила специфические двухгол. доследования, т. н. "валторновые квинты" или "золотые ходы".

Для игры в различных тональностях пользовались В. различных строев. В 18 — нач. 19 вв. применялись В. в следующих строях: В и С низкие, D, Es, E, F, G, A, В высокие. Изредка встречались В. в строе Fis. Нотный текст записывался в C-dur; исполняя партию на В. нужного строя, музыкант фактически извлекал звуки в др. тональности.

Валторна

Позднее стали применяться дополнит. трубки у мундштука, к-рые удлиняли ствол В. и тем самым понижали её строй (кроны). Ту же роль играли дополнит. трубки, вставлявшиеся в средней части ствола (инвенции). Они были введены в сер. 18 в. дрезденским валторнистом А. Й. Хампелом, к-рый разработал также способ получения т. н. закрытых звуков путём введения правой руки в раструб. Это позволило извлекать хроматически изменённые звуки и корректировать высоту нечисто звучащих 7-го и 11-го тонов натурального звукоряда. Однако звучание В., отличавшейся благородным и поэтичным тембром, становилось сдавленным, трескучим, поэтому композиторы редко применяли "закрытые" звуки. До сер. 18 в. В. употреблялась в оркестре редко. Использовалась гл. обр. как мелодич. инструмент. Играли на В. преим. в верхнем регистре, виртуозно расширяя звукоряд до 18-го звука натуральной гаммы. С сер. 18 в. В. входит в состав симф. оркестра (как правило, 2 исполнителя). Первоначально она служила в оркестре гл. обр. как педализирующий и ритмич. инструмент. Во 2-й четв. 19 в. получает распространение хроматич. В. Она имеет дополнит. трубки, удлиняющие канал инструмента, к-рые включаются с помощью вращающихся вентилей или нажимных пистонов, изобретённых нем. мастерами Ф. Блумелем и Г. Штольцелем (1814). Три вентиля позволяют получить полный хроматич. звукоряд. Для удобства исполнения и более свободного извлечения верхних звуков совр. В. снабжаются 2 дополнит. вентилями. Механика приспособлена для игры левой рукой. Вначале хроматич. В. изготовлялись в разл. строях, сейчас применяются гл. обр. В. в строе F, изредка — в строе В. Встречаются и "двойные" В. — в строе В и F. Партия валторны строя F записывается в скрипичном ключе на квинту выше реального звучания или в басовом на кварту нище. Диапазон хроматич. В. в строе F : H1 — f2, в строе В : E — b2.

Инструмент обладает большими исполнительскими возможностями. На В. хорошо звучат как певучие мелодии, так и подвижные технич. пассажи. Мужественный и поэтичный тембр В. при ff становится напряжённо-звенящим; закрытые звуки В. кажутся дикими, гротесковыми, а при p — затаённо-отдалёнными. Приём "эхо" позволяет смягчать звук до нежнейшего pp. Применяя "двойной язык", можно передать очень быстрые повторения звука. В симф. оркестр входят 4 В. 1-му и 3-му валторнистам поручаются более высокие партии, 2-му и 4-му — более низкие. В больших орк. составах число В. увеличивается до 6-8 и более. Помимо симф. и дух. оркестров, В. используется в камерных ансамблях и как сольный инструмент. Среди произв. для В. — концерты Й. Гайдна, В. А.Моцарта, К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Штрауса, П. Хиндемита, сонаты с сопровождением фп. Л. Бетховена и П. Хиндемита и др. Наиболее выдающиеся иностр. валторнисты — Я. А. Мареш, Я. В. Штих ((Дж. Пунто), Чехословакия), Ф. Дювернуа (Франция), Г. и Н. Шунке (Германия), О. и Д. Брейн (Англия), рус. и сов. — Ф. Ф. Эккерт, А. Н. Янкелевич, М. Н. и В. М. Буяновские и др.

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М.-Л., 1953; Усов А. И., Вопросы теории и практики игры на валторне, М., 1957, 1965; Eichhorn H., Die Dдmpfung beim Horn, Lpz., 1897; Mahi11on V. Ch., Instruments а vent, pt. 2. Le cor, Brux.-L., 1908; Rierzig Fr., Die Einfьhrung des Hornes in die Kunstmusik, Halle, 1927; Gоar В., The French horn, Ann Arbor, 1947; Кunitz H., Horn, Lpz., 1957; Morley-Pegge R., The French horn, L., I960, N. Y., 1960; Gregory R., The horn, L., 1961; Sсhu11er G., Horn technique, L.,1962; Fitzpatriсk H., The Horn and horn-playing and the Austro-Bohemian tradition. 1680-1830, L., 1970; Вrьchle В., Horn-Bibliographie, Wilhelmshaven, 1970.

Г. И. Благодатов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. валторна — -ы, ж. Медный музыкальный духовой инструмент в виде спирально согнутой трубы с широким раструбом, отличающийся мягкостью и полнотой звука. [От нем. Waldhorn — охотничий рог] Малый академический словарь
  2. Валторна — (от нем. Waldhorn, буквально — лесной рог) духовой мундштучный инструмент. Происходит от охотничьего рога. Длинный, узкий, изогнутый в кольцо цилиндрический ствол вблизи раструба переходит в конический; мундштук глубокий и узкий, воронкообразный. Большая советская энциклопедия
  3. валторна — орф. валторна, -ы Орфографический словарь Лопатина
  4. валторна — Задняя часть тела человека Словарь воровского жаргона
  5. валторна — Валто́рн/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. валторна — Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз., в котором waltorna < нем. Waldhorn, сложения Wald «лес» и Horn «рог». Первоначальное значение — «охотничий рог». Ср. рожок. См. горн (2). Этимологический словарь Шанского
  7. валторна — ВАЛТОРНА -ы; ж. [от нем. Waldhorn — охотничий рог] Медный музыкальный духовой инструмент в виде спирально согнутой трубы с широким раструбом, отличающийся мягкостью и полнотой звука. Концерт для валторны с оркестром. Толковый словарь Кузнецова
  8. валторна — ВАЛТОРНА, ы, ж. Духовой мундштучный музыкальный инструмент спирально согнутая медная труба с широким раструбом. | прил. валторновый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  9. валторна — ВАЛТОРНА ж. немецк. духовое музыкальное орудие; свитая кольцом в обороты медная труба, с губником и раструбом по концам. Валторнист м. валторнистка ж. музыкант на валторне. Валторновый, относящийся до валторны, напр. валторный звук. Толковый словарь Даля
  10. валторна — Валторны, ж. [нем. Waldhorn] (муз.). Медный музыкальный духовой инструмент с мягким тембром. Большой словарь иностранных слов
  11. валторна — ВАЛТ’ОРНА (волторна ·неправ.), валторны, ·жен. (·нем. Waldhorn) (муз.). Медный музыкальный духовой инструмент с мягким тембром. Толковый словарь Ушакова
  12. валторна — Заимствовано из польского, где waltornia восходит к немецкому Waldhorn, образованному путем сложения слов Wald – "лес" и Horn – "рог". Исходное значение этого слова, которое теперь называет музыкальный инструмент, – "охотничий рог". Этимологический словарь Крылова
  13. валторна — валторна ж. Медный музыкальный духовой инструмент мягкого тембра в виде изогнутой спиралью трубы с широким раструбом. Толковый словарь Ефремовой
  14. ВАЛТОРНА — ВАЛТОРНА (от нем. Waldhorn, букв. — лесной рог, итал. corno) — духовой музыкальный инструмент. Появился в кон. 17 в. в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в 1-й четв. 19 в. Большой энциклопедический словарь
  15. Валторна — Или рог (corno — по-итальянски, cor — по-французски, Horn или Waldhorn — по-немецки) — музыкальный медный духовой инструмент, коническая трубка которого согнута. Рог — очень древнего происхождения. Им пользовались уже этруски и римляне. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона