Транскрипция

(лат. transcriptio, букв. — переписывание) — переложение, переработка муз. произв., имеющие самостоят. художеств. значение. Различают два вида Т.: приспособление произв. для др. инструмента (напр., фп. Т. вокального, скрипичного, оркестрового соч. или вокальная, скрипичная, оркестровая Т. фп. соч.); изменение (в целях большего удобства или большей виртуозности) изложения без перемены инструмента (голоса), для к-рого предназначено произв. в оригинале. К жанру Т. иногда ошибочно относят парафразы. Т. имеет длительную историю, восходя фактически к переложениям песен и танцев для разл. инструментов в 16-17 вв. Развитие собственно Т. началось в 18 в. (Т., гл. обр. для клавесина, произв. Я. А. Рейнкена, А. Вивальди, Г. Телемана, Б. Марчелло и др., принадлежащие И. С. Баху). В 1-й пол. 19 в. распространение получили фп. Т., отличавшиеся виртуозностью салонного типа (транскрипции Ф. Калькбреннера, А. Герца, З. Тальберга, Т. Дёлера, С. Хеллера, А. Л. Гензельта и др.); нередко они представляли собой обработки популярных оперных мелодий. Выдающуюся роль в раскрытии технич. и колористич. возможностей фп. сыграли многочисл. конц. транскрипции Ф. Листа (особенно песен Ф. Шуберта, каприсов Н. Паганини и фрагментов из опер В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди; всего ок. 500 переложений). Много произв. в этом жанре создали преемники и последователи Листа — К. Таузиг (токката и фуга d-moll Баха, "Военный марш" D-dur Шуберта), X. Г. фон Бюлов, К. Клиндворт, К. Сен-Санс, Ф. Бузони, Л. Годовский и др. Бузони и Годовский — крупнейшие мастера фп. Т. послелистовского периода; первый из них прославился Т. произв. Баха (токкаты, хоральные прелюдии и др.), Моцарта и Листа ("Испанская рапсодия", этюды по каприсам Паганини), второй — обработками клавесинных пьес 17-18 вв., этюдов Шопена и вальсов Штрауса. Лист (а также его последователи) показал принципиально иной, чем его предшественники, подход к жанру Т. С одной стороны, он порвал с манерой салонных пианистов 1-й пол. 19 в. заполнять Т. бессодержательными пассажами, не имеющими отношения к музыке произв. и предназначенными продемонстрировать виртуозные достоинства исполнителя; с другой — он отошёл и от чрезмерно буквального воспроизведения текста подлинника, считая возможным и необходимым компенсировать неизбежную при переложении утрату нек-рых сторон художественного целого др. средствами, предоставляемыми новым инструментом. В транскрипциях Листа, Бузони, Годовского пианистич. изложение, как правило, находится в соответствии с духом и содержанием музыки; вместе с тем в изложении допускаются разл. изменения деталей мелодии и гармонии, ритма и формы, регистровки и голосоведения и т. п., вызываемые спецификой нового инструмента (яркое представление об этом даёт сравнение Т. одного и того же каприса Паганини — E-dur No 9, сделанных Шуманом и Листом). Выдающимся мастером скрипичной Т. был Ф. Крейслер (обработки пьес В. А. Моцарта, Шуберта, Шумана и др.). Более редкая форма Т. — оркестровая (напр., "Картинки с выставки" Мусоргского — Равеля). Значит. развитие получил жанр Т., гл. обр. фортепьянной, в рус. (А. Л. Гурилёв, А. И. Дюбюк, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов) и сов. музыке (А. Д. Каменский, И. И. Михновский, С. Е. Фейнберг, Д. Б. Кабалевский, Г. Р. Гинзбург, Н. Е. Перельман, Т. П. Николаева и др.).

Лучшие образцы Т. ("Лесной царь" Шуберта — Листа, "Чакона" Баха — Бузони и др.) имеют непреходящую художеств. ценность; однако обилие низкосортных Т., созданных разл. виртуозами, дискредитировало этот жанр и привело к исчезновению его из репертуара мн. исполнителей.

Литература: Школа фортепианной транскрипции, сост. Коган Г. М., вып. 1-6, М., 1970-78; Busoni F., Entwurf einer neuen Дsthetik der Tonkunst, Triest, 1907, Wiesbaden, 1954 (рус. пер. — Бузони Ф., Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912); Antcliffe H., The use and abuse of transcription and modernisations, "Bulletin de la Sociйtй Union Musicologique", Bd 4, 1924; Estreicher Z., Une technique de transcription de la musique exotique, в изд.: Bibliothek et Musйes de la ville de Neuchвtel, 1956, Neuchвtel, 1957; Stockmann D., Das Problem der Transcription in der musikethnologischen Forschung, "Deutsches Jahrbuch fьr Volkskunde", Bd 12, 1966.

Г. М. Коган.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Транскрипция — I Транскри́пция (от лат. transcriptio — переписывание) письменное воспроизведение слов и текстов с учётом их произношения средствами определённой графической системы. Т. бывает научная и практическая. Научная... Большая советская энциклопедия
  2. транскрипция — -и, ж. 1. лингв. Точная передача звуков какого-л. языка или диалекта буквами, условными знаками в отличие от существующей на этом языке системы письма, а также определенная система таких знаков. Фонетическая транскрипция. Малый академический словарь
  3. транскрипция — орф. транскрипция, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. транскрипция — Транскри́п/ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. транскрипция — 1. Переводческий прием, основанный на фонетическом принципе, т.е., например, на передаче русскими буквами звуков иноязычного (иностранного) наименования. Толковый переводоведческий словарь
  6. транскрипция — (< лат. transcriptio переписывание) 1) Написание, употребляемое в научных целях и ставящее своей задачей дать по возможности точную запись всех тонкостей произношения какого-либо языка независимо от его графических и орфографических норм. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. транскрипция — ТРАНСКРИПЦИЯ (от лат. transcriptio, букв. — переписывание) биосинтез РНК на матрице ДНК; первая стадия реализации генетич. информации, в ходе которой нуклеотидная последовательность ДНК считывается в виде нуклеотидной последовательности РНК (см. Химическая энциклопедия
  8. транскрипция — ТРАНСКРИПЦИЯ и, ж. transcription f., нем. Transcription <�лат. transcriptio переписывание.1. лингв. Точная передача звуков какого-л. Словарь галлицизмов русского языка
  9. транскрипция — (лат. transcriptio — переписывание). 1) Передача звуков иноязычного слова (обычно собственного имени, географического названия, научного термина) при помощи букв русского алфавита. Шекспир (англ. Shakespeare), Руссо (франц. Rousseau) Гёте (нем. Goethe). 2) То, же, что фонетическая транскрипция. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  10. Транскрипция — (лат. transcriptio — переписывание) в почерковедении состав подписи, определенная последовательность выполнения элементов подписи. Виды... Криминалистическая энциклопедия
  11. транскрипция — ТРАНСКРИПЦИЯ — перенос (переписывание) информации о нуклеотидной последовательности ДНК на информационную РНК в процессе синтеза белков. Ботаника. Словарь терминов
  12. транскрипция — (от лат. transcriptio, букв.— переписывание), биосинтез молекул РНК, на соотв. участках ДНК; первый этап реализации генетич. информации в живых клетках. Биологический энциклопедический словарь
  13. транскрипция — Биосинтез молекул рибонуклеиновых кислот (РНК) на соответствующих участках молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); первый этап в действии гена по реализации генетической информации. Для синтеза РНК используется одна, т.н. Биология. Современная энциклопедия
  14. Транскрипция — (лат. transcriptio переписывание; син. действие гена первичное) в биологии — первый этап реализации генетической информации в клетке... Медицинская энциклопедия
  15. транскрипция — ТРАНСКРИПЦИЯ, и, ж. В языкознании: совокупность специальных знаков, при помощи к-рых передаётся произношение, а также соответствующая запись. Международная фонетическая т. | прил. транскрипционный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  16. транскрипция — ТРАНСКР’ИПЦИЯ, транскрипции, ·жен. (·лат. transcriptio — переписывание) (спец.). 1. только ед. Изображение (букв) другими письменными знаками или изображение (звуков речи, музыкальных звуков) средствами письма. Толковый словарь Ушакова
  17. транскрипция — ТРАНСКРИПЦИЯ -и; ж. [лат. transcriptio — переписывание] 1. Лингв. Совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение; сама такая запись. Полевая т. Применение транскрипции при диалектологических записях. Толковый словарь Кузнецова
  18. Транскрипция — (лат. Transscriptio, грамм.) — письменное изображение звуков и форм известного языка, обладающего или не обладающего собственной системой письма, при помощи письменной системы... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. транскрипция — Транскрипции, ж. [латин. transcriptio – переписывание] (спец.). 1. Изображение (букв) другими письменными знаками или изображение (звуков речи, музыкальных звуков) средствами письма. Большой словарь иностранных слов
  20. ТРАНСКРИПЦИЯ — ТРАНСКРИПЦИЯ — в музыке — переложение произведения для другого инструмента или свободная, часто виртуозная переработка его для того же инструмента. Большой энциклопедический словарь
  21. транскрипция — транскрипция I ж. Точная передача на письме с помощью условных знаков всех тонкостей произношения какого-либо языка (в лингвистике). II ж. 1. Переложение музыкального произведения для других музыкальных инструментов или голосов. 2. Вольная переработка какого-либо музыкального произведения. Толковый словарь Ефремовой