Саратовский театр оперы и балета

(Саратовский театр оперы и балета им. Н. Г. Чернышевского) — музыкальный т-р. Открыт в 1933. Постоянные оперные антрепризы в Саратове существовали с 1875; в 1918-20 работал оперный коллектив — Саратовская опера им. Н. А. Римского-Корсакова. Непосредственным предшественником нынешнего т-ра была оперно-балетная труппа, игравшая в Саратове (и др. городах Нижнего Поволжья) в 1928-33.

Значит. место в репертуаре т-ра занимают произв. сов. композиторов: оперы — "Тихий Дон" (1936) и "Поднятая целина" (1937) Дзержинского, "Даиси" (1937, впервые на рус. яз.); "Броненосец "Потёмкин"" Чишко (1938), "В бурю" (1939); "Чапаев" Мокроусова (1941), "От всего сердца" Жуковского (1950; Гос. пр. СССР, 1951), "Морозко" Красева (1950), "Семья Тараса" (1951); "В грозный год" (1952) и "Таня" (1955) Крейтнера, "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1954), "Первые радости" Чернова (1956), "Яков Шибалок" Ленского (1967), "Русская женщина" Молчанова (1969, 2-я ред. 1975), "Обручение в монастыре" (1971); балеты — "Ференджи" Яновского (1935), "Бахчисарайский фонтан" (1936); "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Лауренсия" Крейна (1950), "Медный всадник" (1952); "Шурале" Яруллина (1952), "Семь красавиц"(1954); "Девушка и Смерть" Ковалёва (1961, 2-я ред. 1973), "Каменный цветок" (1964) и "Золушка" (1965) Прокофьева; "Конёк-Горбунок" Щедрина (1966), "Спартак" (1967); "Легенда о любви" Меликова (1968), "Гаянэ" (1972); "Материнское поле" Молдобасанова (1977). Впервые в СССР т-р пост. оперу слов. комп. Э. Сухоня "Святоплук" (1962), балеты — венг. комп. Е. Кенешшеи "Платочек" (1956) и болг. комп. П. Владигерова "Сказание об озере" (1969). В т-ре в разное время выступали певцы — В. К. Басманов, Г. Ф. Большаков, А. П. Иванов, М. Г. Иванов, О. П. Калинина, Ю. С. Кипоренко-Даманский, Ф. С. Мухтарова, И. П. Сайков, Г. В. Серебровский, В. А. Соловцов, А. Е. Станиславова, Б. Н. Цекиновский, А. А. Шевелёва, Е. В. Шуйская, М. А. Юрьянов и др., солисты балета — В. Е. Арская, В. А. Дубровина, H. P. Сафонова, Р. А. Славянинов, В.А. Урусова и др. Работали дирижёры — А. В. Павлов-Арбенин, И. О. Палицын, Я. А. Позен, В. И. Сук, Н. А. Шкаровский, Л. П. Штейнберг и др., режиссёры — H. H. Боголюбов, Н. П. Варламов, И. А. Варфоломеев, Б. А. Мордвинов, балетмейстеры — В. Т. Адашевский, В. И. Вронский, С. Н. Кеворков, В. А. Кононович, спектакли оформляли художники — В. В. Дмитриев, В. Н. Хондажевский, Е. М. Шуйский и др.

В репертуаре т-ра широко представлены произв. мировой классики, в т.ч. оперы — "Аида" (1934), "Борис Годунов" (1935), "Мазепа" (1937), "Иван Сусанин" (1939), "Хованщина" (1941), "Золотой петушок" (1946; Гос. пр. СССР, 1947), "Проданная невеста" (1949), "Отелло" (1951); "Похищение из сераля" Моцарта (1956), "Манон" Массне (1960), "Волшебная флейта" (1963), "Дон Карлос" (1964) и др., балеты — "Спящая красавица" (1941), "Раймонда" (1948), "Щелкунчик" (1959), "Жизель" (1960). Среди пост. 1960-70-х гг.: оперы — "Царская невеста", "Евгений Онегин", "Русалка", "Чародейка", "Пиковая дама", "Вражья сила", "Трубадур", "Риголетто", "Травиата", "Севильский цирюльник", "Фауст", "Паяцы", "Богема", "Тоска", балеты — "Лебединое озеро". "Дон Кихот", "Бахчисарайский фонтан".

В труппе т-ра (1977): певцы — нар. арт. РСФСР О. Б. Бардина, Ю. Л. Попов, Г. Е. Станиславова, засл. арт. РСФСР Н. А. Брятко, Е. Б. Лудер, Л. И. Логинова, А. Д. Рудес, А. Ф. Сабадашев, Л. А. Сметанников; солисты — Л. И. Белова, Н. И. Довгалёва, Т. И. Жучкова, З. И. Мельник, Л. К. Ненастьев, Г. Н. Петров, В. М. Смагина, В. А. Царёв, Г. А. Яковлева и др.; солисты балета — Г. Г. Альберт, В. В. Бгашев, М. В. Беззубиков, Н. И. Бессчетнова, О. С. Василянская, Л. В. Емельянова, Н. В. Трофимова; гл. дирижёр — Ю. Л. Кочнев, гл. режиссёр — А. Е. Почиковский, гл. балетмейстер — А. И. Пантыкин, гл. хормейстер — нар. арт. РСФСР А. А. Добромирова, гл. художник — засл. деят. иск-в РСФСР А. В. Крюков.

С 1962 т-р работает в новом помещении (зрит. зал на 1200 мест). Коллектив гастролирует в городах Сов. Союза, в т.ч. в Москве (1956, 1962, 1965, 1977), Киеве (1972), на Дальнем Востоке (1974).

Литература: Заком Л., Из истории оперного искусства в Саратове, в сб.: Литературный Саратов, Альманах, кн. 9, Саратов, 1948; см. также лит. при ст. Саратов.

В. В. Златорунский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Саратовский театр оперы и балета — Им. Н. Г. Чернышевского, открыт как стационарный в 1933. Оперные антрепризы в Саратове существовали с 1875. В 1918—20 работал оперный коллектив — Саратовская опера им. Н. А. Римского-Корсакова, в 1928—33 — оперно-балетная труппа. Большая советская энциклопедия
  2. САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА — САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА — открыт в 1933 на базе Оперно-балетной труппы (1928-1933). Частные оперные труппы в Саратове существовали с 1875. С 1978 академический. Большой энциклопедический словарь