Прелюдия

Прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление; франц. prйlude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Vorspiel), — род инстр. пьесы, чаще всего для одного инструмента, позволяющего исполнять многогол. музыку. Наиболее ранние образцы относятся к 15 в. Первоначально П. представляла собой небольшое вступление к какой-нибудь пьесе, к-рое обычно импровизировалось, иногда сочинялось заранее и исполнялось на лютне, клавишном инструменте, органе. Такие П. служили в качестве пробы инструмента, устанавливали тональность последующей пьесы, подготавливали её музыкально (в т.ч. и по контрасту), а в случаях, когда эта пьеса предназначалась для коллектива инструменталистов или вокалистов, облегчали вступление инструментов или голосов. П. не свойственна какая-либо определённая форма; важнейшее значение в ней приобретают импровизац. начало, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала; порой находят применение и имитация, полифония, склад. Характерная черта многих П. — применение от начала и до конца единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда. Подобного рода пьесы носили и др. названия, напр. преамбула, интрада, ричеркар, фантазия, каприччо, токката и т.п. В 17 в. П. нередко назывались также вступления во франц. опере и сюите, исполнявшиеся ансамблем инструменталистов и даже целым оркестром. В 18 в. П. стали создаваться и как самостоят. пьесы; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый цикл прелюдия — фуга, в к-ром обе составные части взаимно оттеняли друг друга — свободному развёртыванию в П. противостоял строго упорядоченный принцип развития в фуге, близкий к гомофонному склад П. — всецело полифоническому в фуге. Одноврем. Бах утвердил тип большого цикла П. и фуг, обнимающего все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома "Хорошо темперированного клавира"). В 19-20 вв. создавались как малые "парные" циклы П. и фуги, порой расширенные до трёхчастного цикла ("Прелюд, хорал и фуга" для фп. Франка), так и большие циклы П. и фуг, подобно баховским обнимающие все тональности ("24 прелюдии и фуги" для фп. Шостаковича, Щедрина). Возник и тип цикла одних только П., также во всех тональностях (произв. Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). П. создавались и в виде отд. пьес, гл. обр. для фп., а также в качестве орк. вступлений к операм и к отдельным их актам (Р. Вагнер, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.).

Литература: Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962; Chominski J. M., Preludia, Кr., 1950 (Analizy i objasnenia "Dziel Wszystkich Fr. Chopina", t. 9); Apel W., Der Anfang der Praeludium in Deutschland und Polen, Warsz., 1960. См. также лит. при статьях Бах И. С., Шопен Ф. Ф., Скрябин А. Н., Дебюсси К. А., Кабалевский Д. Б.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Прелюдия — Прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, на пробу, делаю вступление), инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная. Первоначально... Большая советская энциклопедия
  2. прелюдия — -и, ж. 1. Вступление к музыкальному произведению. Опере «Сорочинская ярмарка» предшествовала оркестровая прелюдия «Жаркий день в Малороссии». Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни. || перен.; чего или к чему. Малый академический словарь
  3. прелюдия — Прелю́ди/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  4. прелюдия — орф. прелюдия, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. прелюдия — (начало, предвестие чего-л.) ч е г о и к ч е м у. Вдали, начинаясь отдельными выстрелами, сухим треском автоматов... разворачивалась прелюдия ночного боя (Вершигора). Управление в русском языке
  6. прелюдия — см. >> начало Без прелюдий Словарь синонимов Абрамова
  7. прелюдия — ПРЕЛЮДИЯ -и; ж. [от лат. praeludere — играть предварительно] 1. Вступление к музыкальному произведению. Знаменитая прелюдия Вагнера. 2. Самостоятельная музыкальная пьеса, главным образом для фортепьяно, не имеющая установленной формы. П. Шопена. Толковый словарь Кузнецова
  8. прелюдия — ПРЕЛЮДИЯ, и, ж. 1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к романсу. П. больших событий или к большим событиям (перен.). 2. Небольшое музыкальное произведение. П. для фортепьяно. Толковый словарь Ожегова
  9. прелюдия — ПРЕЛ’ЮДИЯ, прелюдии, ·жен. (от ·лат. praeludo — начинаю играть) (·книж. ). 1. к чему. Вступительная часть к музыкальному произведению (муз.). Прелюдия к романсу. 2. Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение (муз.). Толковый словарь Ушакова
  10. Прелюдия — (наигрыш, praeludium — лат., prélude — франц., voluntary — англ., Vorspiel — нем., от pre — прежде и lusus — игра) — непродолжительная игра на каком-нибудь инструменте перед началом пьесы. П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. прелюдия — ПРЕЛЮДИЯ ж. муз. введение, вступление в музыкальное сочинение, музыкальное предисловие, предыгра. Прелюдировать, играть прелюдию. Толковый словарь Даля
  12. прелюдия — Прелюдии, ж. [от лат. praeludo – начинаю играть] (книжн.). 1. к чему. Вступительная часть к музыкальному произведению (муз.). Прелюдия к романсу. 2. Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение (муз.). Прелюдии Шопена. Большой словарь иностранных слов
  13. ПРЕЛЮДИЯ — ПРЕЛЮДИЯ (прелюд) (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно) — вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий. Большой энциклопедический словарь
  14. прелюдия — прелюдия ж. 1. Вступительная часть к музыкальному произведению. 2. Самостоятельная музыкальная пьеса, обычно для фортепьяно, не имеющая установленной формы. 3. перен. То, что говорится, совершается перед чем-либо главным, как вступление. Толковый словарь Ефремовой