Полонез

(франц. polonaise, от polonais — польский) — польский танец. Развивался на основе нар. танца-шествия степенного, торжественного характера. В нар. быту П. был яетырёхдольным, исполнялся на сельских праздниках, к-рые открывались медленным, "пешим" (chodzony) танцем, а также во время возвращения крестьян с полевых работ; сопровождался небольшим инстр. ансамблем, иногда состоявшим только из скрипачей. В шляхетской среде П. танцевали мужчины, придававшие ему воинственный характер. В процессе эволюции П. стал трёхдольным, в танце начали принимать участие и женщины. Наиболее распространённая ритмич. фигура П. На её основе построены мн. П. польских композиторов, а также П., к-рым открывается 2-й акт оперы "Иван Сусанин". А. Мицкевич в 12-й книге эпопеи "Пан Тадеуш" поэтично описал П. как нац. "танец-шествие", создав романтич. образ уходящего в прошлое рыцарства. Рыцарские черты этого танца подчеркнул и Э. Т. А. Гофман в статье-рецензии "Двенадцать полонезов для фортепиано графа Огиньского".

Полонез

П. сыграл огромную роль в формировании нац. черт польской проф. музыки. В операх Ю. Эльснера утвердился новый тип увертюры, в к-рой за медленным вступлением следовала быстрая часть, по характеру представляющая собой один из польских танцев; в опере "Лешек Белый" (1809) такая часть обозначена "Alla polacca". В этой же опере встречается и ария-П., в опере "Ягелло в Тенчине" (1819) так же именуются вок. квартет и каватина Анны. Определение "Tempo di Polacca" применено и в операх "Шарлатан, или Воскрешение мёртвых" (1813) и "Награда" (1815) Курпиньского и в др. оперных, а также инстр. произв. предшественников и старших современников Ф. Шопена, в частности в орк. полонезах К. Курпиньского (издавались в Варшаве и Лейпциге). В дошопеновское время появились и транскрипции из опер заруб. композиторов, написанные в характере П., т. е. с присущими ему чертами танца-шествия (напр., орк. полонезы Эльснера на темы из "Лодоиски" Крейцера и "Водовоза" Керубини). Период романтизма характеризуется насыщением П. чертами поэмности, расширившими его эмоциональный диапазон и определявшимися ещё в предромантич. период (в 90-х гг. 18 в.), когда были созданы первые полонезы М. К. Огиньского (самый ранний из них — полонез B-dur — не сохранился). Выходя за рамки торжеств. шествия, П. постепенно приобретал элегич. черты, насыщался лиризмом, драматизмом, даже трагизмом, обусловленным трудной судьбой польского народа в период разделов страны.

Огиньский в "Письмах о музыке" называл эти пьесы "Полонезами не для танца". Это определение может быть отнесено и к многочисл. П. комп. М. Шимановской, Ф. Островского, К. Липиньского и др. Классич. вершиной развития П. остаются произв. Шопена, к-рые отличаются эмоциональным богатством, в полной мере определившим дальнейший путь развития П. от танца к романтич. поэме. К жанру П. обращались С. Монюшко, Ю. Зарембский, З. Носковский и др. П. писали и композиторы др. стран. Известны полонезы И. С. Баха, В. А. Моцарта (2-я часть фп. сонаты D-dur, K.-V. 284). "Блестящие П." для фп. (1808, 1819) создал К. Вебер. Рус. композиторы, начиная с предшественников М. И. Глинки, внесли большой вклад в развитие жанра П., с к-рым рус. общественность познакомилась уже в кон. 18 в.; в частности, в России получили известность инстр. и хор. полонезы Ю. Козловского; один из них — "Гром победы раздавайся..." (упоминаемый А. С. Пушкиным в "Дубровском") нек-рое время исполнялся в качестве офиц. рус. гимна. Особенную популярность в России завоевали полонезы Огиньского, издававшиеся под разл. названиями, исходившими от издателей. Жанр получил своеобразное развитие в операх рус. композиторов ("Иван Сусанин", "Евгений Онегин"; "Пан воевода" Римского-Корсакова). Широко известен фп. полонез А. Н. Скрябина (1897). Орк. П. писал А. К. Лядов — один из П. композитор

Литература: Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, Л.- М., 1949; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-72; Lobaczewska S., La culture musicale en Pologne au dйbut du XIX siиcle et les relations avec la musique de Chopin, в кн.: The book of the first international musicological congress devoted to the works of Frederick Chopin, Warsz., 1966; Burhardt St., Polonez. Katalog tematyczny, 1792-1830, Kr., 1976.

И. Ф. Бэлза.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Полонез — (польск.) — во второй половине 18 в. верхнее распашное платье с подобранным в виде полукружий подолом, из-под которого видна была нижняя юбка; лиф плотно прилегающий. диапазон этих платьев был очень велик: от парадного до интимного. Энциклопедия моды и одежды
  2. Полонез — (франц. polonaise, от polonais — польский) 1) торжественный бальный танец-шествие. Музыкальный размер 3/4. В своих истоках — народного происхождения. С 16 в. стал придворным танцем во Франции и др. европейских странах. Образцы... Большая советская энциклопедия
  3. полонез — -а, м. 1. Торжественный бальный танец трехдольного размера, а также музыка к этому танцу. Большинство --- приглашенных протискивались в первые ряды, чтобы получше разглядеть традиционный полонез, которым открывался бал. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю. Малый академический словарь
  4. полонез — Полон/е́з/. Морфемно-орфографический словарь
  5. полонез — орф. полонез, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. полонез — ПОЛОНЕЗ а, м. polonaise. 1. Торжественный бальный танец-шествие, происшедший от польского народного танца. БАС-1. Особенность полонеза — корпус танцующих слегка повернут к партнеру... Словарь галлицизмов русского языка
  7. полонез — полонез , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  8. полонез — Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где polonaise — производное от Polonais «поляки». Полонез буквально — «польский» (танец). Ср. русская, венгерка, лезгинка (пляски). Этимологический словарь Шанского
  9. полонез — Гарнир из панировочных сухарей, петрушки и яиц, сваренных вкрутую *** Кулинарный словарь
  10. полонез — ПОЛОНЕЗ [нэ], а, м. Польский торжественный танец-шествие, а также музыка в ритме этого танца. Толковый словарь Ожегова
  11. полонез — (от франц. danse polonaise, польский танец), польский медленный, торжественный танец; широко распространён у народов Европы. Этнографический словарь
  12. Полонез — См. Полака. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. полонез — ПОЛОНЕЗ [нэ], -а; м. Торжественный бальный танец-шествие трёхдольного размера, происшедший от польского народного танца. Торжественный, традиционный п. Танцевать п. Открыть бал полонезом. // Музыка такого танца. Звуки полонеза. Толковый словарь Кузнецова
  14. полонез — Это название танца было заимствовано из французского, где polonaise (от Polonais – "поляки") буквально означает "польский танец". Этимологический словарь Крылова
  15. полонез — Полонеза, м. [фр. polonaise – польский]. Старинный польский торжественный танец. || Музыкальная пьеса в такте и характере этого танца. Большой словарь иностранных слов
  16. ПОЛОНЕЗ — ПОЛОНЕЗ (от франц. danse polonaise — польский танец) — бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным во Франции и в других странах. Музыкальный размер 3/4. Как музыкальный жанр известен с 17 в. Широкое развитие полонез получил в творчестве Ф. Шопена и других композиторов. Большой энциклопедический словарь
  17. полонез — полоне́з "вид танца". Из франц. роlоnаisе (то же) от роlоnаis "польский". Ср. мазу́рка, краковя́к. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. полонез — полонез м. 1. Торжественный бальный танец-шествие, происшедший от польского народного танца. 2. Музыка к такому танцу. 3. Музыкальное произведение в ритме такого танца. Толковый словарь Ефремовой