Певчий дьяк

Певчий диак, — в Моск. Руси проф. церк. певец. Упоминания о П. д., а также поддиаках содержатся в лит. памятниках 16-17 вв. Д. В. Разумовский считал поддиаков певцами второразрядными по голосу и певческому опыту, а в "Чиновнике новгородского Софийского собора" (16 в.) это — певцы, исполняющие "всё амбонное", т. е. самые торжеств. песнопения архиерейского богослужения, следовательно лучшие и самые опытные. Возможно, что к поддиакам относили мальчиков-певчих, участвовавших в качестве "отроков" в обряде "пещного действа". П. д. и поддиаки составляли особую корпорацию при кафедральных соборах, состояли на содержании у архиерея. Хор делился на "станицы", в к-рые входило 5-7 чел. В зависимости от принадлежности к "станице" П. д. и поддиаки занимали места на правом или левом клиросе церкви. Хоры П. д. являлись очагами муз. культуры, здесь было сосредоточено обучение муз. грамоте и певческому мастерству, переписывались певческие книги, а исполнительство служило образцом для др. хоров. Особенное значение имели моск. хоры — Государевы певчие диаки и Патриаршие певчие диаки и поддиаки. Первый из них был учреждён, по-видимому, в нач. 16 в.; участвовал в богослужении, на к-ром присутствовал царь, а также в разл. придв. торжествах. При Иване Грозном в хоре было до 35 певчих, причём одна из "станиц" была собственно царской (в ней пел царь). В последней четв. 17 в. число государевых певчих (включая "крестовых") диаков достигло 70 чел. Певцы находились на гос. службе и пользовались привилегиями придворных. В 70-х гг. 17 в. хор был реорганизован, вместо "станиц" он был разделён на хоры, обслуживавшие церкви царя, царицы и их детей. Во главе каждого хора стоял "уставщик" ("регент"), к-рый также обучал певчих теории музыки. Среди "уставщиков" и П. д. были такие видные композиторы, как С. И. Беляев, И. М. Протопопов. В нач. 18 в. существовал лишь хор царя; впоследствии на его основе была организована Придв. певческая капелла. Хор Патриаршие певчие диаки и поддиаки возник с установлением патриаршества (1589), на базе хора моск. митрополита. Считался вторым по значимости после хора Государевы певчие диаки; при одновременном участии в богослужении занимал место на левом клиросе. В 1721 был переименован в синодальный и обслуживал моск. Успенский собор, а в 1886 при нём было учреждено Синодальное уч-ще церк. пения.

Литература: Разумовский Д., Патриаршие певчие диаки и поддиаки, М., 1868, СПБ, 1895 (вместе с работой: Государевы певчие диаки); Металлов В., Синодальные бывшие патриаршие певчие, "РМГ", 1898, отд. изд., М., 1901; Голубцов A., Чиновник новгородского Софийского собора, М., 1899.

Я. Д. Успенский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Певчий дьяк — Певчий диак, в России певец при дворе русских царей или в церковном хоре патриарха, митрополита, архиерея. Особенно большую известность получили московские хоры Государевы певчие дьяки и Патриаршие певчие дьяки и поддьяки. Большая советская энциклопедия
  2. ПЕВЧИЙ ДЬЯК — ПЕВЧИЙ ДЬЯК (диак) — певец в русских церковных патриарших и придворных хорах. После упразднения патриаршества (1721) певчие дьяки назывались синодальными певчими. Большой энциклопедический словарь