Музыкальная комедия

Муз.-сценич. произв., построенное на комедийной основе. Термин "М. к." употребляется как обобщающий по отношению и к таким муз.-сценич. жанрам, как опера-буффа, "комедии ан ариетт", оперетта, комич. опера, зингшпиль, тонадилья, водевиль. Нек-рые исследователи (напр., М. О. Янковский, Г. М. Ярон) используют этот термин как синоним оперетты, исходя из близости этих жанров.

М. к. как самостоят. жанр муз. т-ра возникла в кон. 19 — нач. 20 вв. и утвердилась к сер. 20 в. В отличие от оперетты, музыка в М. к. не так тесно связана с развитием действия, в ней редки развёрнутые муз. сцены с переплетением ансамблей, сольных арий, хоров. Особенно характерно для М. к. использование разнообразных песенных жанров (лирич. и бытовые песни как эстрадного, так и народного характера, зонги, шлагеры и др.) и бытового танца.

Сов. М. к. развивалась на основе традиций нар. бытовой комедии и фарса, рус. комич. оперы 18 в., водевиля и зап.-европ. классич. оперетты, широко используя их образно-выразит. средства. Её становление тесно связано с борьбой против засилья бездумной развлекательности и штампов нововенской оперетты. В жанре М. к. работали комп. Б. А. Александров ("Моя Гюзель", "На берегу Амура"), К. Я. Листов ("Мечтатели", "Севастопольский вальс"), Ю. С. Милютин ("Фонари-фонарики", "Тихое семейство"), А. П. Рябов ("Сорочинская ярмарка", "Свадьба в Малиновке"), О. Б. Фельцман ("Воздушный замок", "Суворочка") и др. Создатели сов. М. к. большое внимание уделяли совершенствованию её лит. основы. Среди драматургов, обращавшихся к работе над М. к.: Н. А. Адуев, Е. М. Гальперина, В. З. Масс, М. А. Червинский, В. Я. Типот, Л. А. Юхвид. Тематика сов. М. к. отличается многообразием, охватывая лирико-бытовые ("Ромео, мой сосед" Гаджиева), фантастические ("Звёздный рейс" Каца), исторические ("Табачный капитан" Щербачёва) и героико-романтические сюжеты ("На рассвете" Сандлера). Жанр М. к. развивают и композиторы др. социалистич. стран: П. Хаджиев и В. Райчев (Болгария), О. Винце и Т. Барди (Венгрия), Е. Лявина-Свентоховски и Е. Гачек (Польша) и др.

Е. П. Жиляева.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Музыкальная комедия — Термин, применяемый к оперетте, иногда к др. видам музыкально-сценических произведений комедийного характера (комическая опера, зингшпиль и др.). Некоторые театры оперетты в СССР носят название театров М. к. Большая советская энциклопедия
  2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ — МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ — термин, применяемый к оперетте, а также к др. видам музыкально-сценического произведения комедийного характера (комическая опера, зингшпиль и т. п.). Большой энциклопедический словарь