Мотив

(нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю).

1) Мельчайшая часть мелодии, гармоиич. последования, к-рая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогич. построений. М. представляет и определённую конструктивную единицу. Как правило, М. заключает в себе одну сильную долю и поэтому часто равен одному такту:

Мотив

Л. Бетховен. Соната для фп. op. 111, часть II.

В определённых условиях темпа, размера, фактуры муз. произв. возможны и более крупные по протяжённости 2-тактовые мотивы:

Мотив. Рис. 1

Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 7, часть I.

В нек-рых случаях М. делится на более мелкие конструктивные ячейки, называемые субмотивами. Субмотив не обладает смысловой цельностью и существует лишь как часть целого:

Мотив. Рис. 2

Ф. Шопен. Соната b-moll для фп., часть I.

Обычно М. состоит из метрически слабого и сильного времени или, наоборот, сильного и слабого. Встречаются и М., состоящие только из одного, сильного, времени. Их называют усечёнными М.:

Мотив. Рис. 3

Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 10 No 1, часть I.

М. могут объединяться по два и по три в фразы или в бульшие построения. При этом они чётко отделяются друг от друга или сливаются в одно целое. В нек-рых случаях непрерывного, связного мелодич. движения членение на мотивы оказывается невозможным.

М. или ряд М. (чаще два), с к-рых начинается муз. тема гомофонного произв., образуют её ядро. Дальнейшее развитие внутри темы вызывает к жизни тe или иные изменения начальных М. или новые М. В конце темы звучит завершающий М. Тема лежит в основе формы целого произведения, в к-ром сопоставляется с др. темами и развивается. Тематич. развитие заключается в основном в многократном проведении разд. вариантов одной темы, выделении (вычленении) из неё отдельных М., в столкновении их с мотивами других тем.

Особенной напряжённости тематич. развитие достигает в разработке сонатной формы. Эта разработка зачастую представляет собой непрерывный поток фраз, М. — "осколков" ранее изложенных тем. При этом М. могут подвергаться разл. трансформациям. Могут изменяться составляющие их интервалы, направление мелодич. движения (восходящее сменяться нисходящим, и наоборот), их гармонич. наполнение; они могут вступать в разл. рода полифонич. соединения. Наиболее устойчивым элементом при этом остаётся ритмич. рисунок — его существ. изменения в нек-рых случаях способны полностью разрушить данный М. и создать по сути дела новый.

Нек-рые муз. произв. представляют собой непрерывную разработку одного М. В них лишь время от времени возникают новые М., сопровождаемые, однако, звучанием основного или представляющие собой его варианты. Так, муз. развитие в первой части 5-й симфонии Бетховена вытекает из начального четырёхударного мотива:

Мотив. Рис. 4

Подобного рода неуклонное развитие одного М. широко представлено в творчестве Бетховена и Шумана.

Первые попытки разработки учения о М. были сделаны во 2-й пол. 18 в. И. Маттезоном, Й. Рипелем и Г. К. Кохом. При этом сам термин "М." ими не применялся. Он ведёт происхождение из Италии, где означал в 18 в. осн. тематич. ядро арии. Важнейший вклад в учение о М. внесли в 19 в. А. Б. Маркс и в особенности X. Риман. В отличие от Р. Вестфаля и Т. Вимайера Риман понимал М. не только как ритмическое образование, но и как единство ритмических, мелодических, гармонических, динамических и тембровых факторов.

Слабая сторона римановского учения о М. — признание реального существования лишь ямбических (от слабой доли к сильной), но не хореических М. В России учение о М. разрабатывал С. И. Танеев.

2) В бытовом понимании — мелодия, напев, наигрыш.

Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1-2, М., 1934-36; Способин И. В., Музыкальная форма, М.-Л., 1947, М., 1962; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960; Тюлин Ю. Н., Строение музыкальной речи, Л., 1962; Арзаманов Ф., С. И. Танеев — преподаватель курса музыкальных форм, М., 1963; Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, ч. 1, М., 1967; Mattheson З., Der volkommenc Capellmeister, Hamb., 1739, neue Aufl., Kassel-Basel, 1954; Marx А. В., Die Lehre von der musikalischen Komposition, Bd 1, Lpz., 1837, 1887; Westphal R., Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach, Lpz., 1880; Wolf L., Geschichtliche Studien ьber das musikalische Motiv und seine Durchfьhrung, Lpz., 1890 (Diss.); Riemann H., Was ist ein Motiv?, в его кн.: Prдludien und Studien, Bd 1, Heilbronn, 1895; его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903; Wiemayer Th., Musikalische Rhythmik und Metrik, Magdeburg, 1917; Feil A., Satztechnische Fragen in der Kompesitionslehren von Fr. E. Niedt, J. Riepel und H. Chr. Koch, Hdlb, 1955 (Diss.); Jammers E., Takt und Motiv, "AfMw", 1962-1963, Jahrg. 19-20. См. также лит. при статье Форма музыкальная.

В. П. Бобровский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мотив — 1) -а, м. Побудительная причина, основание, повод к какому-л. действию, поступку. Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживавших за столом. Мотивы были самые разнообразные; не так ступил, не так подал, не так взглянул. Малый академический словарь
  2. МОТИВ — МОТИВ (от лат. moveo — фактор ) — англ. motive; нем. Motiv. 1. Побудительная причина (повод) к к.-л. действию, доводов в пользу ч.-л. 2. Осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, соц группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Социологический словарь
  3. Мотив — МОТИВ (от латинского moveo — «двигаю») — термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «М. Литературная энциклопедия
  4. мотив — 1. моти́в/¹ (повод). 2. моти́в/² (мелодия). Морфемно-орфографический словарь
  5. Мотив — I Моти́в (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю) наименьший элемент музыкальной структуры (см. Музыкальная форма); в повседневной речи термин «М.» часто обозначает мелодию (См. Мелодия), Напев, Наигрыш. Большая советская энциклопедия
  6. мотив — орф. мотив, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. мотив — Французское – motif. Латинское – motivus (подвижный). Термин «мотив» заимствован из латинского языка посредством французского в конце XVIII в. Существует несколько значений слова «мотив». Этимологический словарь Семёнова
  8. мотив — МОТИВ Осознаваемая, а иногда и неосознаваемая причина (побуждение), лежащая в основе выбора спортивной специализации, выполнения тренировочной работы, участия в соревнованиях, поступков. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  9. мотив — МОТИВ а, м. motif m., > нем. Motiv. 1. Основание, причина, повод (к какому-л. действию. БАС-1. Поищи движений <�фр. ориг. les motifs >... Словарь галлицизмов русского языка
  10. Мотив — МОТИВ (от moveo — двигаю, привожу в движение), в широком смысле этого слова, — основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения (так говорят, напр. Словарь литературных терминов
  11. мотив — см. >> побуждение, причина Словарь синонимов Абрамова
  12. мотив — [причина] сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? мотива, чему? мотиву, (вижу) что? мотив, чем? мотивом, о чём? о мотиве; мн. что? мотивы, (нет) чего? мотивов, чему? мотивам, (вижу) что? мотивы, чем? мотивами, о чём?... Толковый словарь Дмитриева
  13. МОТИВ — (англ. incentive) — 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью... Большой психологический словарь
  14. мотив — • Задорный (Куприн). • Задумчивый (Арцыбашев). • Капризный (Потапенко). • Ласкающий (Лохвицкая). • Лукавый (Куприн). • Ленивый (Арцыбашев). • Мертвящий (Гиляровский). • Удалой (Достоевский). • Чарующий (Льдов). Словарь литературных эпитетов
  15. мотив — МОТИВ 1. МОТИВ, -а; м. [франц. motif] Побудительная причина, основание, повод к какому-л. действию, поступку. Объяснить мотивы своего поступка. Разобраться в мотивах преступления. Понять м. поведения. // Довод в пользу чего-л. Изложить свои мотивы. Толковый словарь Кузнецова
  16. мотив — 1. МОТИВ1, а, м. 1. Побудительная причина, повод к какому-н. действию. По личным мотивам. Важный м. 2. Довод в пользу чего-н. Привести мотивы в пользу своего решения. Убедительный м. 2. МОТИВ2, а, м. 1. Единица музыкальной формы; мелодия, напев. Толковый словарь Ожегова
  17. мотив — Мотива, м. [фр. motif]. 1. Побудительная причина, повод к какому-н. действию (книжн.). 2. Довод в пользу чего-н. (книжн.). Привести мотивы в пользу своего предложения. 3. Простейшая единица сюжета (лит.). Мотив борьбы с чудовищем в мифах и сказках. Большой словарь иностранных слов
  18. мотив — МОТ’ИВ, мотива, ·муж. (·франц. motif). 1. Побудительная причина, повод к какому-нибудь действию (·книж. ). По мотивам личного характера. Какими мотивами вы руководствовались? 2. Довод в пользу чего-нибудь (·книж. ). Толковый словарь Ушакова
  19. мотив — моти́в Через нем. Моtiv "мотив" или непосредственно из фраиц. motif – то же от лат motīvus "подвижный". Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. МОТИВ — МОТИВ (франц. motif, от лат. moveo — двигаю) — в поэтике: 1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (напр. Большой энциклопедический словарь
  21. мотив — мотив I м. 1. Побудительная причина, основание, повод к чему-либо. 2. Довод в пользу чего-либо. II м. 1. Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из двух-трёх звуков, объединённых одним логическим акцентом (в музыке). 2. Мелодия, напев. Толковый словарь Ефремовой
  22. мотив — МОТИВ м. франц. побудительная причина; || муз. напев, голос, погудка, наголоска. Мотивировать что, подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами. Толковый словарь Даля
  23. МОТИВ — МОТИВ (лат. movere — побуждать, приводить в движение) — одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности — наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Новейший философский словарь