Модуляция

(от лат. modulatio — размеренность) — смена тональности со смещением тонального центра (тоники). В муз. наследии наиболее распространена функциональная М., основанная на гармонич. родстве тональностей: общие для тональностей аккорды служат посредствующими; при восприятии этих аккордов происходит переоценка их функций. Переоценка вызывается появлением гармонич. оборота, характерного для новой тональности, причём решающее значение приобретает модулирующий аккорд с соответствующей альтерацией:

Модуляция

Модуляция через общее трезвучие возможна, если новая тональность находится в 1-й или 2-й степени родства к исходной (см. Родство тональностей). М. в отдалённые тональности, не имеющие общих трезвучий, производится через гармонически родственные тональности (по тому или иному модуляционному плану):

Модуляция. Рис. 1

М. наз. совершенной при окончательном или относительном закреплении новой тоники (М. — переход). К несовершенным М. относятся отклонение (с возвращением в осн. тональность) и проходящая М. (с дальнейшим модуляционным движением).

Особый вид функциональной М. — энгармоническая М. (см. Энгармонизм), в к-рой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармонич. переосмыслению его ладовой структуры. Такая М. легко может связывать самые отдалённые тональности, образуя неожиданный модуляционный поворот, особенно при энгармонич. превращении доминантсептаккорда в альтерированную субдоминанту:

Модуляция. Рис. 2

Ф. Шуберт. Струнный квинтет ор. 163, часть II.

От функциональной М. следует отличать мелодико-гармоническую М., к-рая связывает тональности самим голосоведением без общего посредствующего аккорда. При М. в близкую тональность образуется хроматизм, функциональная же связь отстраняется на второй план:

Модуляция. Рис. 3

Наиболее характерна мелодико-гармонич. М. в далёкие тональности без всякой функциональной связи. При этом иногда образуется мнимый энгармонизм, применяемый в нотной записи во избежание большого количества знаков в энгармонически равной тональности:

Модуляция. Рис. 4

В одноголосном (или октавном) движении иногда встречается мелодическая М. (без гармонии), к-рая может идти в любую тональность:

Модуляция. Рис. 5

Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 7, часть II

М. без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники, наз. сопоставлением тональностей. Оно обычно применяется при переходе к новому разделу формы, но иногда встречается и внутри построения:

Модуляция. Рис. 6

Модуляция. Рис. 7

M. И. Глинка. Романс "Я здесь, Инезилья". Модуляция-сопоставление (переход из G-dur в H-dur).

От рассмотренной выше тональной М. следует отличать ладовую М., в к-рой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноимённой тональности.

Смена минора на мажор особенно характерна для кадансов И. С. Баха:

Модуляция. Рис. 8

И. C. Бах. "Хорошо темперированный клавир", т. I, прелюдия d-moll

Обратная смена обычно применяется как сопоставление тонических трезвучий, подчёркивающее минорную ладовую окраску последнего:

Модуляция. Рис. 9

Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 27 No 2, часть I.

М. имеют весьма важное выразит. значение в музыке. Они обогащают мелодию и гармонию, вносят красочное разнообразие, расширяют функциональные связи аккордов, способствуют динамике муз. развития, широкому обобщению художеств. содержания. В модуляционном развитии организуется функциональное соотношение тональностей. Весьма значительна роль М. в композиции муз. произведения в целом и в соотношении его частей.

Многообразные приёмы М. выработались в процессе историч. развития гармонии. Однако уже старинным одноголосным нар. песням свойственна мелодич. модуляционность, выражающаяся в смене опорных тонов лада (см. Переменный лад). Приёмами модулирования в значительной мере характеризуется тот или иной муз. стиль.

Литература: Римский-Корсаков H. A., Практический учебник гармонии, 1886, 1889 (в Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960); Практический курс гармонии, т. 1-2, М., 1934-35 (Авт.: Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Соколов В.); Тюлин Ю. Н., Учебник гармонии, М., 1959, 1964; Золочевський В. H., Про модуляцiю, Кипв, 1972; Riеmann H., Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (в рус. пер. — Систематическое учение о модуляции, как основе учения о музыкальных формах, М., 1898, нов. изд., М., 1929).

Ю. Н. Тюлин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОДУЛЯЦИЯ — (от лат. modulatio — мерность, размеренность), изменение по заданному закону во времени параметров, характеризующих к.-л. стационарный физ. процесс. Примеры М.: изменение по определ. закону амплитуды, частоты или фазы гармонич. Физический энциклопедический словарь
  2. модуляция — -и, ж. 1. муз. Переход из одной тональности в другую. || Изменение высоты звука. Конечно, теперь, через много лет, я не могу с достоверностью восстановить всех движений Андрея Белого, необычных модуляций его голоса. В. Андреев, Возвращение в жизнь. Малый академический словарь
  3. Модуляция — МОДУЛЯЦИЯ — термин, введенный в русское стиховедение Г. А. Шенгели (см. его «Трактат о русском стихе») для обозначения своеобразных ритмических явлений, возникающих в стихе благодаря паузам между словами... Литературная энциклопедия
  4. модуляция — Модул/я́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. Модуляция — I Модуля́ция (от лат. modulatio — мерность, размеренность) в физике и технике, изменение по заданному закону во времени величин, характеризующих какой-либо регулярный процесс. М. вызывают внешним воздействием. Наибольшее практическое значение имеет... Большая советская энциклопедия
  6. модуляция — орф. модуляция, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. модуляция — 1. Процесс порождения, при котором совершается переход от одного слова к другому с сохранением основного значения. 2. Прием для создания соответствий путем изменения типа сообщения, описывающего идентичную ситуацию. Толковый переводоведческий словарь /... Толковый переводоведческий словарь
  8. модуляция — МОДУЛЯЦИЯ и, ж. modulation f., нем. Modulation <�лат. modulatio. 1. В музыке — переход из одной тональности в другую. БАС-1. Я хочу сказать о модуляции (modulation). Словарь галлицизмов русского языка
  9. МОДУЛЯЦИЯ — МОДУЛЯЦИЯ, в физике — процесс изменения параметров одной волновой системы в соответствии с параметрами другой. Модуляция является основой радиовещания. Научно-технический словарь
  10. модуляция — МОДУЛЯЦИЯ -и; ж. [от лат. modulatio — размеренность, мерность] 1. Муз. Переход из одной тональности в другую; изменение высоты звука. М. голоса. Провести модуляцию в звучании оркестра. 2. Физ. Толковый словарь Кузнецова
  11. модуляция — Модуляции, ж. [латин. modulatio – соблюдение меры]. 1. Переход из одной тональности в другую (муз.). || Переливы, изменения звука в высоте (муз.). Модуляции в голосе. Большой словарь иностранных слов
  12. модуляция — МОДУЛ’ЯЦИЯ, модуляци, ·жен. (·лат. modulatio — соблюдение меры). 1. Переход из одной тональности в другую (муз.). | Переливы, изменения звука в высоте (муз.). Модуляции в голосе. Толковый словарь Ушакова
  13. МОДУЛЯЦИЯ — МОДУЛЯЦИЯ — в физике — изменение по заданному закону во времени величин, характеризующих какой-либо регулярный физический процесс. Практическое значение имеет модуляция колебаний. МОДУЛЯЦИЯ — в музыке — переход в новую тональность. Большой энциклопедический словарь
  14. модуляция — модуляция I ж. 1. Переход из одной тональности в другую (в музыке). || Переливы, изменение высоты и тембра голоса, придающие выразительность речи. 2. Постепенное, размеренное изменение, переход из одного состояния или настроения в другое. II... Толковый словарь Ефремовой
  15. модуляция — См. модерато Толковый словарь Даля
  16. Модуляция — (лат. modulatio) — перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона