Мистерия

(от греч. mystnrion — таинство, тайна) — жанр зап.-европ. ср.-век. религиозной драмы 14-16 вв. Сформировался на основе литургической драмы, со временем переместившейся из церкви на гор. площадь. Развитие жанра связано с расцветом ср.-век. городов в 14-15 вв. М. — драм. представления на религ. сюжеты — были составной частью гор. празднеств, организовывались гор. властями (муниципалитетами) совм. с ремесленными цехами и происходили обычно в ярмарочные дни на площадях. Исполнителями были горожане, ремесленники, иногда жонглёры. Тематика и содержание М. отражали характерную для того времени борьбу религ. и мирского начал. Библейские и евангельские сюжеты сочетались в них с реалистич. шуточными, иногда и натуралистич. сценами, религ. мистика — с житейским реализмом, набожность — с богохульством. Эпизоды из Библии и Евангелия перемежались с интермедиями, вставными комедийно-бытовыми сценками.

Представления М. отличались масштабностью (напр., "Мистерия Ветхого завета" состояла примерно из 40 пьес, включавших ок. 50 тыс. стихов; в ней участвовало св. 200 исполнителей, а представление длилось неск. недель; "История апостолов" бр. А. и С. Гребанов содержала 62 тыс. стихов). М. — красочное, пышное зрелище. Для их исп. делались спец. декорации, возводились помосты с приспособлениями для "вознесения". Наиболее живописно оформлялись "ад" и "рай". Постановки осуществлялись разл. способами: широко использовался принцип симультанной сцены (на сценич. площадке одноврем. в отд. "беседках" монтировались все сцены и места действия M.), a также система передвижных сцен-площадок (многочисл. эпизоды М. демонстрировались на отд. повозках, разъезжавших по всему городу; каждая повозка являлась местом действия одной сцены).

Музыка М. (по сравнению с литургич. драмой) демократизируется. Хотя осн. часть текста исполняется в виде речитации (частично на лат., частично — на нац. языках) важное значение приобретает и напевное начало — в виде литургич. песнопений, инстр. интермедий, танцев. Григорианская основа литургич. песнопений постепенно вытесняется светской и нар. музыкой, напевами миннезингеров и трубадуров.

Реалистич. чертами были отмечены М. в протестантских странах — Великобритании, Германии, а также в Нидерландах. Постепенно развлекательность, красочность представления стали превалировать над его религ. содержанием. Комич. начало в М., их пародийность (часто высмеивалось духовенство), демократизм вызвали недовольство со стороны церк. и светских властей, особенно во времена Реформации. Против М. как религ. жанра выступали и деятели гуманистич. движения. К сер. 16 в. М. были запрещены почти во всех странах Зап. Европы.

В кон. 19 — нач. 20 вв. предпринимались попытки создания стилизованных образцов жанра: постановка "Мистерии страстей господних" в селении Обераммергау (Юж. Германия), "Мистерии тела господнего" в Эльче (Испания). Нек-рые оперы и оратории 19-20 вв. по своему религ.-мистич. характеру приближаются к М.: оперы "Парсифаль" Вагнера (1882), "Легенда о Святом Кристофе" д'Энди (1915). К этому жанру принадлежит музыка К. Дебюсси к М. "Мученичество святого Себастьяна" Г. Д'Аннунцио (1911) и др.

Образец интерпретации М. в духе революц. иск-ва создал В. В. Маяковский ("Мистерия-буфф", 1-я ред. 1918, 2-я — 1921). Иронической трактовкой религ. притчи явилась пост. варшавским "Театром народовы" М. 15 в. "Истории о преславном воскресении Миколая из Вильковецка" (1962). "Мистерии страстей" периодически демонстрируются в Париже перед собором Нотр-Дам. Новые образцы жанра созданы комп. К. Орфом — "Комедия воскресения Христа" (1956), "Игра о рождении младенца" (1960), "Комедия конца света" (1972).

Литература: Иоффе И. И., Мистерия и опера. (Немецкое искусство XVI-XVIII вв.), Л., 1937; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Petit de Jullеvillе L., Les mystиres, v. 1-2, P., 1880; Cohen G., Histoire de la mise en scиne dans le thйвtre religieux franзais du moyen вge, P., 1952; см. также лит. при ст. Литургическая драма.

М. Р. Волкова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мистерия — -и, ж. 1. В древней Греции, древнем Риме и странах древнего Востока — таинство, система культовых обрядов, в которых могли участвовать только посвященные. 2. Религиозная драма на библейские сюжеты в средние века в Западной Европе. [От греч. μυστήριον — таинство] Малый академический словарь
  2. мистерия — Мисте́ри/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  3. Мистерия — Жанр западно-европейского религиозного театра эпохи позднего средневековья (14—16 вв.). Наибольшее развитие получил во Франции. Содержание М. составляли библейские сюжеты. Авторами произведений были церкровные служители, учёные-богословы, врачи, юристы. Большая советская энциклопедия
  4. мистерия — орф. мистерия, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. Мистерия — МИСТЕРИЯ. — Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Словарь литературных терминов
  6. мистерия — см. >> тайна Словарь синонимов Абрамова
  7. мистерия — МИСТЕРИЯ -и; ж. [от греч. mystērion — таинство] 1. В Древней Греции, Древнем Риме и странах древнего Востока: таинство, система культовых обрядов, в которых могли участвовать только посвящённые. 2. В средние века в Западной Европе: религиозная драма на библейский сюжет. Толковый словарь Кузнецова
  8. мистерия — МИСТЕРИЯ, и, ж. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова
  9. мистерия — Мистерии, ж. [греч. mysterion – тайна] (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (истор.). Орфические мистерии. Большой словарь иностранных слов
  10. мистерия — МИСТ’ЕРИЯ, мистерии, ·жен. (·греч. mysterion — тайна) (·книж. ). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (·ист. ). Толковый словарь Ушакова
  11. мистерия — мисте́рия "таинство", через стар. нов.-в.-н. Мysterium, мн. Мysteria (часто в ХVI в.; см. Шульц–Баслер 2, 168) из лат. mystērium от греч. μυστήριον "тайна, таинство" : μύστης "посвященный в таинство". Этимологический словарь Макса Фасмера
  12. МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями — вставными комедийно-бытовыми эпизодами. Большой энциклопедический словарь
  13. Мистерия — (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом... Словарь по культурологии
  14. мистерия — мистерия I ж. Тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвященные (у античных народов и народов древнего Востока). II ж. Толковый словарь Ефремовой
  15. мистерия — См. мистика Толковый словарь Даля