Мажор

(франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) — лад, в основе к-рого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (C-dur, или до мажор):

Мажор

(как трезвучие, совпадающее с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда, и как лад, построенный на его основе) имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетич. контрастов в музыке. М. (собственно "мажорность") может пониматься в расширительном смысле — не как лад определённой структуры, а как ладовая окраска, обусловливаемая наличием звука, отстоящего на большую терцию вверх от осн. тона лада. С этой точки зрения качество мажорности свойственно ещё большой группе ладов: натуральным ионийскому, лидийскому, нек-рым пентатонным (c-d-e-g-a), доминантовому и др.

В нар. музыке родственные М. натуральные лады мажорной окраски существовали, по-видимому, уже в далёком прошлом. Мажорность издавна свойственна и части мелодий проф. светской (в частности, танцевальной) музыки. Глареан в 1547 писал, что ионийский лад — самый употребительный во всех странах Европы и что "за последние... 400 лет этот лад так полюбился церковным певцам, что, увлечённые его притягательной сладостью, они переменили лидийские напевы на ионийские". Один из наиболее ярких примеров раннего мажора — знаменитый англ. "Летний канон" (сер. 13 в.(?)). "Вызревание" М. особенно интенсивно проходило в 16 в. (от танц. музыки до сложных полифонич. жанров). Эпоха функционального М. (и минора) в собственном смысле наступает в европ. музыке с 17 в. Постепенно М. освобождался от интонационных формул старых ладов и с сер. 18 в. приобрёл свой классич. вид (опора на три гл. аккорда — Т, D и S), стал доминирующим типом ладовой структуры. К кон. 19 в. М. отчасти эволюционировал в сторону обогащения недиатонич. элементами и функциональной децентрализации. В совр. музыке М. существует как одна из основных звуковых систем. См. Наклонение.

Ю. И. Холопов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мажор — -а, м. 1. Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, состоящий из большой и малой терции (характеризуется бодрой, радостной звуковой окраской); противоп. минор. | в знач. неизм. прил. Гамма соль мажор. 2. перен. разг. Бодрое, веселое настроение. Малый академический словарь
  2. мажор — Мажо́р/. Морфемно-орфографический словарь
  3. Мажор — (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) Лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Большая советская энциклопедия
  4. мажор — орф. мажор, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. мажор — I. МАЖОР I а, м. majeur < лат. major. 1. Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, состоящий из большой и малой терций (противопол. минор). БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  6. мажор — ВЕСЕЛЫЙ — ГРУСТНЫЙ Весело — грустно (см.) веселье — грусть (см.) веселиться — грустить (см.) Веселое настроение — грустное настроение. Веселый взгляд — грустный взгляд. Веселый вечер — грустный вечер. Веселый спектакль — грустный спектакль. Словарь антонимов русского языка
  7. мажор — МАЖОР -а; м. [от итал. maggore — большой] 1. Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, состоящий из большой и малой терции (характеризуется бодрой, радостной звуковой окраской; противоп.: минор). Играть в мажоре. Звуки мажора. 2. Разг. Толковый словарь Кузнецова
  8. мажор — МАЖОР, а, м. 1. Музыкальный лад светлой, радостной окраски, аккорд к-рого строится на большой терции (спец.). 2. перен. Бодрое, весёлое настроение. Быть в мажоре. | прил. мажорный, ая, ое. м. тон. Мажорное настроение. Толковый словарь Ожегова
  9. мажор — Мажора, м. [фр. majeur от латин. major – больший]. 1. Тональность, строй гаммы, характеризующийся такой последовательностью тонов в восходящем порядке: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (муз.). Переход из минора в мажор. 2. перен. Бодрое, веселое настроение (разг.). Он сегодня в мажоре. Большой словарь иностранных слов
  10. мажор — МАЖ’ОР, мажора, ·муж. (·франц. majeur от ·лат. major — больший). 1. Тональность, строй гаммы, характеризующийся такой последовательностью тонов в восходящем порядке: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (муз.). Переход из минора в мажор. Толковый словарь Ушакова
  11. МАЖОР — МАЖОР (франц. majeur, от лат. major — больший, а также dur, от лат. durus — твердый) — лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие. В противоположность минору мажор обладает светлой окраской. Большой энциклопедический словарь
  12. Мажор — Музыкальный лад, в основе которого лежит большое трезвучие; в противоположность минору обладает светлой, радостной окраской. Словарь по культурологии
  13. мажор — мажор I м. Музыкальный лад, главные, основные звуки которого составляют трезвучие с большой терцией в основе, придающее аккордам жизнерадостное, светлое звучание. || противоп. минор II м. Бодрое, весёлое настроение. || противоп. минор Толковый словарь Ефремовой
  14. мажор — МАЖОР м. муз. твердый, суровый лад, дур; противопол. минор, моль. Мажорный, дурный. Толковый словарь Даля