Лауда

(итал. lauda или laude, от лат. laus — хвала, прославление) — итал. духовная песнь гимнич. склада. Пользовалась особым распространением в 13-16 вв. Бытовала в народе. Исполнялась на улицах, площадях, в домашнем быту, а также на собраниях особых "братств лаудистов". Такие "братства" существовали в большинстве крупных городов Италии — во Флоренции (не менее 9), в Риме, Венеции, Болонье, Перудже, Пезаро, Бергамо, Урбино и др. Тексты Л. — на итал. яз., в т.ч. на местных его диалектах, и лишь изредка — на лат. языке. Их создавали представители раз л. профессий; несмотря на общую религ. направленность, по содержанию они тесно связаны с обыденной жизнью, порой включают элементы "мирских", "светских" песен. Музыку Л. отличает ясная строфичность. Мн. Л. исполнялись на мелодии светских нар. песен — весёлых любовных, уличных и др. Сохранилось довольно много рукописных и печатных сб-ков Л. Они дают ясное представление об этом жанре и его развитии. Ранние Л. 13 в, (напр., в рукописи из Нортоны) одноголосни и по форме близки к балладе. Они начинались с исполнявшейся хором (в унисон) "рипрезы", к-рая повторялась после каждой из сольных строф. В сер. 15 в. появились двухголосные Л. (напр., в рукописи Марчана из Венеции); в них заметны элементы фобурдонного склада, гетерофонии; ритмика в записях не обозначена, но склад "нота против ноты" ясно выступает. В 1485 вышел в свет первый печатный сб. Л. В 16 в. создавались 4-голосные Л. (напр., в изданиях Петруччи 1507 и 1508 гг.). Ведущая мелодия обычно проходит в верхнем голосе, реже в теноре и др. голосах; склад остаётся в основном гомофонно-гармоническим, хотя в ряде образцов при сохранении ясности гармонич. вертикали муз. ткань более полифонизирована. В целом развитые многогол. Л. сближаются с фроттолой. В 16 в. Л. создавались и композиторами. Так, Дж. Анимучча написал "Laudi spirituali" для устраивавшихся рим. священником Ф. Нери религ. собраний. Эти Л. были опубл. в 1565; в 1570 последовало 2-е собрание Л., созданных Анимучча; в 1588, через 17 лет после его смерти, Ф. Сото опубл. 3-е собрание Л., включавшее сочинения крупнейших композиторов того времени; в 1591 появился 4-й сб. Л., связанный с религ. собраниями Ф. Нери. Большой сб. Л. был издан в 1563 С. Рацци. В числе виднейших авторов многогол. Л.- Б. Тромбочино и М. Кара. Нек-рые виды Л., исполнявшиеся в религ. собраниях Нери, включая диалогич. Л., сыграли видную роль в формировании жанра оратории. Л. способствовала подготовке нового стиля гомофонии (нач. 17 в.).

Издания: Jeppesen К п., Brшndal V., Die mehrstimmige italienische Laude um 1500, Lpz.-Kph., 1935; Liuzzi F., La lauda e 1 primordi della melodia italiana, v. 1-2, Roma, 1935.

Литература: Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940, с. 85-86; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953, с. 58- 74; Аlaleona D., Le laudi spirituali italiani nei s. XVI e XVII..., "RMI", 1909, (v.) 16; Dent E. J., The Laudi spirituali in the XVI-th and XVII-th Centuries, "Proceedings of the musical Association", 1917, (v.) 43; Jeppesen Кn., Die mehrstimmige italienische Laude des 16. Jahrhunderts, в кн.: Kongress-Bericht, Lьttich, 1930; Handschin J., Ьber die Laude, "Acta musicologica", 1938, (v.) 10; Ghisi F., Strambotti e laude, "Collectanea Historiae Musicae", 1953, (v.) 1; eго жe, Gli aspetti musicali della lauda fra il XIV e il XV s., prima meta, в кн.: Natalicia musicologica, Festschrift Kn. Jeppesen, Kph., 1962; Damilano P., Fonti musicali della lauda polifonica intorno alla metа del s. XV, "Collectanea Historiae Musicae", 1963, (v.) 3; Кenney S. W., In Praise of the Lauda. в кн.: Aspects of Medieval and Renaissance Music, a Birthday offering to G. Reese, N. Y., 1966.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЛАУДА — ЛАУДА (Lauda) Ники (р. 1949) — австрийский спортсмен (автомобильный спорт). Трехкратный чемпион мира в гонках "Формула-1" (1975, 1977, 1984). Большой энциклопедический словарь