Контрабас

(итал. contrab(b)asso, нем. Kontrabass, франц. contrabasse, англ. double bass) — самый большой по размеру (длина ок. 2 м) и самый низкий по звучанию струнный смычковый муз. инструмент. Непосредств. предшественницей К. была контрабасовая виола да гамба со строем:

Контрабас

И. С. Бах. Аллеманда из 3-й "Английской сюиты" для клавира.

появившаяся в сер. 16 в. (впервые изображена на картине П. Веронезе "Пир в Кане", 1562). В сер. 17 в. итал. мастер М. Тодини, устранив у этого инструмента 5-ю (нижнюю) струну и лады на грифе, создал новый 4-струнный инструмент — К. со строем (звучит октавой ниже написания):

Контрабас. Рис. 1

И. С. Бах. Аллеманда из 3-й "Английской сюиты" для клавира.

Впервые К. был применён в оркестре в 1701 (по др. данным, в 1699) комп. Дж. Альдровандини при пост. его оперы "Цезарь Александрийский". Затем в течение долгого времени К. почти не использовался в оркестре (басовый голос исполнялся виолончелями вместе с др. более низкими по звучанию инструментами — 6-струнным виолоне или церк. басом). Так, например, в оркестровых произв. И. С. Баха партия К. (обозначена Violone grosso) присутствует лишь в "Бранденбургском концерте" и кантатe "Was mir behagt". Обязательным участником оркестра К. становится с сер. 18 в. В это же время появляются и солисты-контрабасисты. С использованием этого инструмента как сольного связано возникновение нового, более звучного 3-струнного К. Во Франции он строился по квинтам (октавой ниже виолончели, но без нижней струны до), в Италии, Англии по квартам (как и 4-струнный К., но без нижней струны ми). В начале 19 в. чешские музыканты выработали новые методы игры на К., позволившие употреблять и для оркестровой и для сольной игры один 4-струнный тип инструмента. Для усиления звучания при игре соло представители Пражской школы вводили так называемый "сольный строй" (на тон выше натурального).

В 1850 (по др. данным, в 1848) франц. мастер Ж. Б. Вильом построил громадный К. (высота 4 м), названный им "октобас". В наст. время для расширения диапазона и получения дополнит. нижних звуков (до с и h) применяются либо клапанный механизм, "удлиняющий" нижнюю струну, либо 5-струнные инструменты. Особенно широко употребляется К. в оркестре и ансамбле. При сольном исполнении и в ансамбле играют на нём обычно стоя, в оркестре — сидя на спец. высоких стульях или табуретах. С сер. 20 в. К. обычно оснащается металлическими струнами. Для К. писали Й. Гайдн, Ф. А. Хофмайстер, И. Шпергер, К. Диттерсдорф, В. Пихль, Я. Ваньхаль, А. Капуцци; совр. композиторы — П. Хиндемит, Э. Тубин, Л. Вальцель, X. Хенце, С. Б. Порадовский, Р. М. Глиэр, Ю. А. Левитин, А. В. Богатырёв и др. Камерные соч. с участием К. создали В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гуммель, Ф. Шуберт, Дж. Россини, М. И. Глинка, С. С. Прокофьев и др. Среди солистов-контрабасистов (почти все они — авторы произв. для К.) — Д. Драгонетти, Дж. Боттезини (Италия), Э. Нанни (Франция), Э. Маденский (Австрия), И. Прюннер (Румыния), Г. Галлиньяни (Италия), С. А. Кусевицкий (Россия), в СССР — И. Ф. Гертович, Р. М. Азархин и др. Большой вклад в развитие педагогики и методики игры на К. внесли Дж. Боттезини, В. Хаузе, И. Грабье, Ф. Симандль, Ф. Черни, А. Финдейзен, Э. Нанни, Л. Монтаг, А. А. Милушкин, В. В. Хоменко. Вопросом последовательного использования расширенной (4- и 5-пальцевой) аппликатуры занимались К. Франке, Ф. Варнеке, Н. В. Савченко, В. К. Бездельев.

Литература: Warneke F., "Ad infinitum". Der Kontrabass. Seine Geschichte und seine Zukunft Probleme und deren Lцsung zur Heilung des KontrabaЯspieles, Hamburg, 1909; Elgаr R., Introduction to the Double Bass, Sussex, 1960; Rlanyavsky A., Geschichte des Kontrabasses, Tutzing, 1970; Контрабас. История и методика, M., 1974.

Б. В. Доброхотов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. контрабас — -а, м. Самый низкий по звучанию и самый большой по размерам струнный смычковый музыкальный инструмент. [итал. contrabasso] Малый академический словарь
  2. контрабас — Контра/ба́с/. Морфемно-орфографический словарь
  3. Контрабас — (от итал. contrabasso) струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый большой по размерам (длина около 2 м) и самый низкий по звучанию инструмент скрипичного семейства. Имеет 4 струны, настраиваемые по квартам. Звучит на октаву ниже, чем нотируется. Большая советская энциклопедия
  4. контрабас — орф. контрабас, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. контрабас — I. КОНТРАБАС I а, м. contre-basse f. 1. Самый большой по размерам и самый низкий по звучанию смычковый музыкальный инструмент, входящий в состав симфонического оркестра. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  6. контрабас — (флейта, альт, прима) (иноск.) — играющий на одном из этих инструментов Ср. Навестив старого друга... заштатный контрабас упомянул в разговоре, что ему надо... купить себе недорогой смушчатый тулуп... Даль. Подполье. Картины русского быта. 7. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  7. контрабас — Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где contrabasso — сложение contra «сверх» и basso «бас» < «низкий». Инструмент назван по своему сверхнизкому, басовитому «голосу». Этимологический словарь Шанского
  8. контрабас — КОНТРАБАС -а; м. [итал. contrabasso] Самый низкий по звучанию и самый большой по размерам струнный смычковый музыкальный инструмент. ◁ Контрабасный, -ая, -ое. К. смычок. Контрабасовый, -ая, -ое. К-ая партия. Толковый словарь Кузнецова
  9. контрабас — контраба́с из ит. contrabasso, возм., через нем. Kontrabass (уже в 1619 г.; см. Шульц–Баслер 1, 387). Этимологический словарь Макса Фасмера
  10. контрабас — Контрабаса, м. [ит. contrabasso] (муз.). Музыкальный струнный смычковый инструмент самого низкого регистра, по форме похожий на скрипку очень больших размеров. Играть на контрабасе. Соло для контрабаса. Большой словарь иностранных слов
  11. контрабас — КОНТРАБ’АС, контрабаса, ·муж. (·итал. contrabasso) (муз.). Музыкальный струнный смычковый инструмент самого низкого регистра, по форме похожий на скрипку очень больших размеров. Играть на контрабасе. Соло для контрабаса. Толковый словарь Ушакова
  12. Контрабас — (ит. controbasso, сокращ. С. В., или violone [название старинного 3-струнного К.], фр. — contrebasse, нем. — Contrabasse) — большой струнный смычковый инструмент низкого строя. Прототипом как для... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. контрабас — контрабас м. Самый большой по размеру смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра. Толковый словарь Ефремовой
  14. КОНТРАБАС — КОНТРАБАС (итал. contrabbasso) — самый большой по размеру и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в сер. 17 в. на основе контрабасовой виолы да гамба (см. Виолы). Большой энциклопедический словарь
  15. контрабас — См. контра Толковый словарь Даля
  16. контрабас — КОНТРАБАС, а, м. Самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра. | прил. контрабасный, ая, ое и контрабасовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова