Клавесин

(франц. clavecin, от позднелат. clavicymbalum, от лат. clavis — ключ (отсюда клавиша) и cymbalum — цимбалы) — щипковый клавишный муз. инструмент. Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о К. относятся к 1511; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итал. работы датируется 1521. К. произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма). Первоначально К. был четырёхугольной формы и напоминал по внешнему виду "свободный" клавикорд, в отличие от к-рого имел струны разной длины (каждой клавише соответствовала особая, настроенная в определённом тоне струна) и более сложный клавишный механизм. Струны К. приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера, укреплённого на стерженьке — толкачике. При нажатии клавиши толкачик, находящийся у её заднего конца, поднимался и перо зацеплялось за струну (позже вместо птичьего пера использовали кожаный плектр). Звук К. — блестящий, но мало певучий (отрывистый), не поддающийся значит. динамич. изменениям (он более громкий, но менее выразительный, чем у клавикорда), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. С целью усиления звучности К. применялись удвоенные, утроенные и даже учетверённые струны (для каждого тона), к-рые настраивались в унисон, октаву, а иногда и др. интервалы. С нач. 17 в. вместо жильных использовались металлич. струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн. В 17-18 вв. для придания К. динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), к-рые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше), а также с регистровыми переключателями для расширения дискантов, октавного удвоения басов и изменения тембровой окраски (лютневый регистр, фаготовый регистр и др.). Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями. На нек-рых К. для большего тембрового разнообразия устраивалась 3-я клавиатура с какой-либо характерной тембровой окраской, чаще напоминающей лютню (т.н. лютневая клавиатура). Внешне К. обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Отделка инструмента соответствовала стильной мебели эпохи Людовика XV. В 16-17 вв. выделялись по качеству звука и своему художеств, оформлению К. антверпенских мастеров Руккерсов.

Название "К." (во Франции; арпсихорд — в Англии, кильфлюгель — в Германии, клавичембало или сокращённо чембало — в Италии) сохранилось за большими инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам инструменты, обычно прямоугольной формы, с одинарными струнами и диапазоном до 4 октав, называвшиеся: эпинет (во Франции), спинет (в Италии), вёрджинел (в Англии). К. с вертикально расположенным корпусом — клавицитериум. К. применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.

Создателем виртуозного клавесинного стиля был итал. композитор и клавесинист Д. Скарлатти (ему принадлежат многочисл. произв. для К.); основатель франц. школы клавесинистов — Ж. Шамбоньер (популярны были его "Клавесинные пьесы", 2 кн., 1670). Среди франц. клавесинистов кон. 17-18 вв.- Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандриё. Франц. клавесинная музыка — иск-во утончённого вкуса, изысканных манер, рационалистически ясное, подчинённое аристократич. этикету. Деликатное и холодноватое звучание К. гармонировало с "хорошим тоном" избранного общества. У франц. клавесинистов нашёл своё яркое воплощение галантный стиль (рококо). Излюбленными темами клавесинных миниатюр (миниатюра — характерная форма иск-ва рококо) были женские образы ("Пленительная", "Кокетливая", "Сумрачная", "Застенчивая", "Сестра Моника", "Флорентинка"Куперена), большое место занимали галантные танцы (менуэт, гавот и др.), идиллич. картинки крестьянского быта ("Жнецы", "Сборщицы винограда" Куперена), звукоподражательные миниатюры ("Курица", "Часы", "Щебетание" Куперена, "Кукушка" Дакена и др.). Типичная черта клавесинной музыки — обилие мелодич. украшений. К кон. 18 в. произв. франц. клавесинистов начали исчезать из репертуара исполнителей. Интерес к франц. клавесинной музыке возродили импрессионисты, стремившиеся воскресить традиции Куперена, Рамо. Из исполнителей на К. в 20 в. выделялась польская клавесинистка В. Ландовска. Произв. франц. клавесинистов пропагандировали нек-рые сов. музыканты, в т. ч. Е. А. Бекман-Щербина, Н. И. Голубовская, Г. М. Коган (творчеству клавесинистов посвящен ряд его статей), Н. В. Отто. В СССР изданы 3 сб. пьес франц. клавесинистов (под ред. А. Н. Юровского). В сер. 20 в. возрождается интерес к К., в т.ч. в СССР. Создаются ансамбли, исполняющие старинную музыку, где в качестве одного из ведущих инструментов используется К.

Литература: Алексеев А. Д., Клавирное искусство, М.-Л., 1952; Друскин М. С., Клавирная музыка, Л., 1960; Saint-Lambert M. de, Les principes de clavecin, Amst., 1702; Lefroid de Mйreaux J. A., Les clavecinistes de 1637 а 1790, v. 1-3, P., 1867; Villanis L. A., L'arte del clavicembalo, Torino, 1901; Rirro A., Les clavecinistes, P., 1924; Neupert H., Das Cembalo, Kassel, 1933, 1956; Harich-Schneider E., Die Kunst des Cembalospiels, Kassel, 1939, 1957; Russel R., The harpsichord and Clavichord, an introductory study, L., 1959; Hofman Sh., L'oeuvre de clavecin de Franзois Couperin le grand, P., 1961.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. клавесин — КЛАВЕСИН а, м. clavecin m. Старинный клавишно-струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий своим видом фортепьяно. МАС-2. Клависин или клавир. Музыкальное орудие с проволочными струнами, представляющее вид клина.., имеющее 121 струну. Ян. 1804. Словарь галлицизмов русского языка
  2. клавесин — -а, м. Старинный клавишно-струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий внешним видом фортепьяно. [франц. clavecin] Малый академический словарь
  3. клавесин — Клавеси́н/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Клавесин — [франц. clavecin, от позднелат. clavicymbalum, от лат. clavis — ключ (отсюда название клавиша) и cymbalum — цимбалы], щипковый клавишный музыкальный инструмент. Один из предшественников фортепиано. Известен с... Большая советская энциклопедия
  5. клавесин — орф. клавесин, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. Клавесин — Крупный клавишный музыкальный инструмент с двумя или тремя ручными клавиатурами внутри основного объема прямоугольной либо крыловидной формы. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  7. клавесин — КЛАВЕСИН -а; м. [франц. clavecin] Старинный клавишно-струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий внешним видом фортепьяно. ◁ Клавесинный, -ая, -ое. К-ая музыка. Толковый словарь Кузнецова
  8. клавесин — Клавесина, м. [фр. clavecin] (муз.). Старинный клавишный инструмент вроде фортепьяно. Большой словарь иностранных слов
  9. клавесин — КЛАВЕС’ИН, клавесина, ·муж. (·франц. clavecin) (муз.). Старинный клавишный инструмент вроде фортепьяно. Толковый словарь Ушакова
  10. клавесин — клавесин м. Старинный струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент; предшественник фортепиано. Толковый словарь Ефремовой
  11. КЛАВЕСИН — КЛАВЕСИН (франц. clavecin) — струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент. Известен с 16 в. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в т. ч. чембало, верджинел, спинет, клавицитериум. Предшественник фортепьяно. Большой энциклопедический словарь
  12. клавесин — клавеси́н "старинный клавишный муз. инструмент". Из франц. сlаvесin (XVII в.) от clavecimble из ср.-лат. clavicymbalum, cymbalum "тарелка, цимбалы" (Гамильшег, ЕW 228). Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. клавесин — См. клавиш Толковый словарь Даля
  14. клавесин — КЛАВЕСИН, а, м. Старинный щипково-клавишный музыкальный инструмент. Играть на клавесине. | прил. клавесинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова