Кант

(от лат. cantus — пение, песня) — род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали лишь в кругах духовенства и монастырского населения. Возникновение К. связано с развитием силлабич. поэзии (с сер. 17 в.). В первых сборниках К. (80-90-е гг. 17 в.) встречаются тексты Симеона Полоцкого, иеромонаха Германа, Дмитрия Ростовского и др. (имя автора иногда зашифровывалось в акростихе). В этих сборниках уже определяются осн. черты муз. строения К., сохранявшиеся в дальнейшем: 3-голосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармонич. опору, квадратная муз. строфа, охватывающая, как правило, 2-4 строки текста с цезурами, приходящимися на границы строк. Нек-рое количество К. было заимствовано из польских сборников (т. н. кантычки, отсюда назв. "кант") с сохранением текста подлинника или в переводе на церк.-слав. язык. Интонац. строй ранних К. представляет собой сложный сплав элементов знаменного распева, рус. и укр. нар. песни, а также польской мелодики. Разновидностью К. является псальма, т. е. К. на тексты псалмов, изложенных в стихотворной форме.

Кант

Страницы из сборника кантов 18 в. Государственный Исторический музей (Москва). Музейное собрание, No 3134, листы 80 (оборот) и 81.

После 1682 В. П. Титовым была написана музыка к "Стихотворной псалтыри" С. Полоцкого, включающей все 150 псалмов Давида. В дальнейшем слово "псальма" употреблялось в более широком смысле, по существу став равнозначным слову "К.".

В 18 в. тематика К. расширяется, появляются К. патриотич., бытового, любовно-лирич. содержания. Расширяется и сфера бытования К. — они становятся излюбленной формой музицирования средних слоёв гор. населения. В период царствования Петра I возникают "приветственные", или "панегирические", К., посвящённые крупным событиям гос. жизни, воен. победам и т. д. Мелодика этих К. характеризуется фанфарными оборотами, торжественными ритмами полонеза, пространными ликующими руладами. Исполнение их часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.

Кант. Рис. 1

Кант на победу при Полтаве (1717).

К этому же времени относится зарождение лирич. любовного К., но окончательно этот вид К. складывается в 30-х и 40-х гг. 18 в. Наиболее ранний нотный сборник лирич. К. под назв. "Куранты" датирован 1733. Курантами (или корантами) называются лирич. любовные К. и в нек-рых позднейших сборниках. Возможно, что это определение исходит от назв. танца куранта, применявшегося на Западе к песням лирич. характера. В формировании К. значит. роль сыграла поэзия В. К. Тредиаковского, на тексты к-рого было сложено неск. десятков К. Они создавались также на стихи М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и др. выдающихся рус. поэтов, однако в большинстве К. слова, как и музыка, оставались анонимными. Нередко стихи любовного лирич. содержания распевались на мелодию духовного или панегирич. К., что приводило к резкому противоречию между образами текста и музыкой. Вместе с тем интонац. строй лирич. К. обогащается за счёт новых источников, впитывая в себя элементы бытующих танц. форм, гл. обр. менуэта. Хотя эти К. записывались по традиции на 3 строчках, не исключено, что их могли петь соло с сопровождением инструмента. На мелодику К. оказывала влияние и нар. песня. В кантовый репертуар 18 в. вошёл ряд популярных укр. песен. Близкое родство с рус. плясовой нар. песней обнаруживают многие К. шуточно-сатирич. характера. Но в целом муз. и поэтич. стиль К. отличался от народнопесенного. Различными были формы бытования К. и нар. песни. Встречающиеся в рукописных сборниках образцы подлинных народных песен в типичном для К. 3-голосном изложении немногочисленны и большинство их относится уже к последней трети 18 в.

Период наивысшего расцвета К. приходится на сер. 18 в. (40-60-е гг.). В дальнейшем К. постепенно вытесняется новым типом сольной лирич. песни с сопровождением ("российская песня"). Резко критически высказывались о словесной стороне К. один из основоположников рус. лит. классицизма А. П. Сумароков и его последователь М. И. Попов. Тем не менее развитие К. продолжалось до кон. 18 в., а отчасти и позже (гл. обр. в провинции и у старообрядцев). Нек-рые К. в изменённом виде вошли в устную нар. традицию.

Литература: Перетц В. Н., Историко-литературные исследования и материалы, т. 1. Из истории русской песни, СПБ, 1900; его же, Заметки и материалы для истории песен в России, "Известия отделения русского языка и словесности императорской академии наук", т. VI, кн. 2, СПБ, 1901; Смоленский С. В., Значение XVII века и его кантов и псальмов в области современного церковного пения так называемого "простого напева", в сб.: Музыкальная старина, вып. V-VI, СПБ, 1911; Финдейзен Н., Петровские канты, "Известия Академии наук", 1927, No 7-8; его же, Очерки по истории музыки в России..., т. I-II, М. — Л., 1928-29; Ливанова Т., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, М., 1938; её же, Русская музыкальная культура XVIII века..., т. I, M., 1952 (в прилож. опубликован рукописный сборник 18 в.); Позднеев А. В., Рукописные песенники XVII-XVIII веков, "Учёные записки Московского педагогического института", т. I, M., 1958; его же, Проблемы изучения поэзии петровского времени, в кн.: XVII век... Сборник 3, М. — Л., 1958; Келдыш Ю., Русская музыка XVIII века, М., 1965; его же, Об исторических корнях канта, в сб.: "Musica Antiqua", Acta scientifica, t. 2. Bydgoszcz — Warsz., 1969.

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. кант — орф. кант, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. КАНТ — КАНТ (Kant) Иммануил (22 апреля 1724, Кёнигсберг, ныне Калининград – 12 февраля 1804, там же) – немецкий философ, создатель трансцендентального идеализма. В 1740 Кант стал студентом теологического факультета Кёнигсбергского университета. Новая философская энциклопедия
  3. кант — 1) -а, м. 1. Цветной шнурок, оторочка, узкая полоска обычно из ткани другого цвета, вшитые по краям или швам платья или форменной одежды. Фуражка с красными кантами. Отделать платье кантом. Выпустить кант. Малый академический словарь
  4. КАНТ — (Kant), Иммануил (22.IV.1724 — 12.II.1804) — нем. философ, родоначальник нем. классич. философии. Род. и прожил всю жизнь в Кёнигсберге (ныне Калининград). Окончил Кёнигсбергский университет (1745); приват-доцент этого университета с 1755, проф. с 1770. Советская историческая энциклопедия
  5. кант — 1 кант/¹ (полоска в одежде). 2 кант/² (церк.) [песнопение]. Морфемно-орфографический словарь
  6. Кант — I (Kant) Герман (р. 14.6.1926, Гамбург), немецкий писатель и публицист (ГДР). Первый сборник новелл «Немножко южного моря» (1962). Романы К. «Актовый зал» (1965, рус. пер. Большая советская энциклопедия
  7. Кант — (нем. Kante) 1. Узкий цветной шнурок, оторочка из кожи, сложенная вдвое узкая полоска ткани другого цвета, расположенная в рельефах или швах одежды, например, на форменной военной одежде. Энциклопедия моды и одежды
  8. кант — КАНТ I. Очень крутой, относительно гладкий с обеих сторон гребень горы. II. 1. Металлическое ребро горной лыжи, расположенное с ее обеих сторон. Играет важную роль в технике горнолыжного спорта. Словарь спортивных терминов
  9. кант — КАНТ а, м. ст.-фр. cant грань, угол, торец> нем. Kante > пол. kant. 1. Цветной шнурок, оторочка по краям или швам одежды, большей частью форменной. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  10. Кант — орф. Кант, -а: гипотеза Канта Орфографический словарь Лопатина
  11. кант — Края переплетной крышки или обложки, выступающие за обрез блока. Кант предохраняет блок от порчи и загрязнения, улучшает рас-крываемость книги, брошюры и пр. Толковый словарь по полиграфии
  12. кант — КАНТ 1. КАНТ, -а; м. [нем. Kante] 1. Цветной шнурок, узкая полоска ткани, обычно другого цвета, вшитые по краям или швам платья или форменной одежды. Фуражка с красными кантами. Отделка платья кантом. Выпустить к. по краю юбки. Толковый словарь Кузнецова
  13. кант — I. канта, м. [нем. Kante]. 1. Цветной шнурок, оторочка по краям или швам одежды (б.ч. форменной). Гимназисты носили синие фуражки с белым кантом. Телеграфисту с желтым кантом букетики даришь. Андрей Белый. Большой словарь иностранных слов
  14. кант — КАНТ, канта, ·муж. (·нем. Kante). 1. Цветной шнурок, оторочка по краям или швам одежды (б.ч. форменной). Гимназисты носили синие фуражки с белым кантом. Телеграфисту с желтым кантом букетики даришь. Андрей Белый. Толковый словарь Ушакова
  15. кант — кант I м. 1. Цветной шнурок, узкая полоска ткани (обычно другого цвета), вшитая по краям или швам одежды; оторочка. || Полоска, окаймляющая в виде рамки фотографическую карточку, рисунок, таблицу и т.п. 2. Ребро бруса, доски и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  16. КАНТ — КАНТ — город (с 1985) в Киргизии, Чуйская обл. Железнодорожная станция. 24,2 тыс. жителей (1991). Цементно-шиферный комбинат, сахарный и другие заводы. КАНТ (Canth) (Минна) (наст. Большой энциклопедический словарь
  17. кант — I I. "шов, отделка, обшивка". Вероятно, через польск. kant из нем. Kante, которое происходит из ст.-франц. саnt, лат. canthus; см. Брюкнер 216; Клюге-Гётце 281. Отсюда кантова́ть (не из шв., вопреки Маценауэру, LF 8, 43). •• [См. еще Тернквист, "Slav. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. кант — КАНТ, кантик м. выпушка, оторочка по швам или краям одежды; обвод, кайма, шитая или накладная. Кантовать мундир, портняжное вшивать выпушку. || Кантовать доски, при свалке их, оборачивать, переворачивать исподом вверх. Также см. канта Толковый словарь Даля
  19. Кант — (Immanuel Kant, первонач. Cant) — основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. КАНТ — КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804) — немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая классическая философия. Вся жизнь... Новейший философский словарь
  21. кант — КАНТ, а, м. 1. Вшитый цветной шнурок, узкая полоска ткани по краю или шву одежды. 2. Полоска, к-рой оклеен по краям в виде рамки эстамп, рисунок, таблица. | уменьш. кантик, а, м. | прил. кантовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова