Канцона

(итал. canzone, canzona, от лат. cantio — пение, песнь; франц. chanson, испан. canciуn, нем. Kanzone) — первоначально название разновидности лирич. стихотворений, зародившейся в Провансе и получившей широкое распространение в Италии 13-17 вв. Поэтич. К. имела строфич. строение и обычно состояла из 5-7 строф. С самого зарождения она была тесно связана с музыкой, к-рая подчёркивала её строфич. структуру. К., сочинявшиеся выдающимися итал. поэтами во главе с Петраркой, также получали муз. воплощение, обычно для неск. голосов. С муз. стороны такие К. сближаются с фроттолой. В 16 в. возникают и народные итальянские формы К., родственные вилланелле; к ним принадлежат разновидности canzoni alla napoletana и canzoni villanesche.

В 16-17 вв. в Италии появляются и инстр. К. — для клавишных инструментов, для инстр. ансамбля. Вначале это были более или менее свободные обработки французских chanson, затем и оригинальные сочинения в стиле таких обработок. Обычно они представляли собой последование разделов имитац. склада на родственные основной теме или новые темы (часто обозначались как "Allegro") с вклинивающимися между ними разделами гомофонного склада (часто обозначались как "Adagio"). Франц. вок. К. и их обработки назывались в Италии canzon (alla) francese, в отличие от итал. вок. К. — canzona da sonar. К. часто издавались в табулатурах, партитурах, голосах; последние допускали возможность исполнения ансамблем и (после соответств. обработки) на органе. Среди итал. авторов канцон — М. А. Каваццони, к-рому принадлежат самые ранние образцы инстр. К. (Recerchari, motetti, canzoni, Венеция, 1523), А. Габриели, К. Меруло, А. Банкьери, Дж. Д. Ронкони, Дж. Фрескобальди. Фрескобальди часто применял в своих К. фугированное изложение, ввёл К. для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса. Через его учеников И. Я. Фробергера и И. К. Керля К. проникла в Германию, где сочинения в этом жанре писали в числе прочих Д. Букстехуде и И. С. Бах (BWV 588). Ок. 1600 в К. для ансамбля всё большее значение приобретает многохорность, чем создаются предпосылки для возникновения concerto grosso. К. для клавишных инструментов в 17 в. сблизилась с ричеркаром, фантазией и каприччо и постепенно превратилась в фугу; развитие К. для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса вело к возникновению сонаты. С кон. 18 в. назв. К. выходит из употребления; в 19 в. оно иногда применяется как обозначение вок. и инстр. лирич. пьес (К. "Voi che sapete" из оперы В. А. Моцарта "Свадьба Фигаро", медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского (in modo di canzone)).

Литература: Протопопов Вл., Ричеркар и канцона в XVI-XVII веках и их эволюция, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972; Wilkins H., The derivation of the canzone, "Modern Philology", v. XII, 1914/15; Gennriсh Fr., GrundriЯ einer Formenlehre des mittelalterischen Liedes, Halle, 1932; Jeppesen Kn., Die italienische Orgelmusik am Anfang des Cinquecento, Bd 1-2, Kph., 1943, 1960; Einstein A., The italian madrigal, v. 1-3, Princeton, 1949.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Канцона — КАНЦОНА — буквально «песня», лирическая форма средневековой поэзии, возникшая первоначально в феодально-рыцарской лирике Прованса, откуда она была усвоена французскими и итальянскими подражателями. Литературная энциклопедия
  2. канцона — -ы, ж. 1. лит. Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения. 2. муз. Лирическая песня, восходящая к итальянской народной песне. [итал. canzone] Малый академический словарь
  3. канцона — Канцо́н/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. Канцона — (итал. canzone, буквально — песня) лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров (См. Трубадуры). Первоначально получила распространение в Италии в 13—17 вв. Канонические... Большая советская энциклопедия
  5. канцона — орф. канцона, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. Канцона — КАНЦОНА. Основываясь на том, что Дант назвал первою канцоною первую часть написанного терцинами «Ада» («Ад» песня XX, ст. 1—3), нельзя давать особой веры популярным учебникам, требующим от строф канцоны определенного minimum'a и maximum' стихов (напр. Словарь литературных терминов
  7. канцона — Заимств. в начале XIX в. из итал. яз., где canzone «канцона» < «песня» < лат. cantio, род. п. cantionis «песня», суф. производного от cantare «петь». См. кантата. Этимологический словарь Шанского
  8. канцона — КАНЦОНА -ы; ж. [итал. canzone] 1. Лит. Лирическое стихотворение особой формы (получила особое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения). 2. Муз. Лирическая песня, восходящая к итальянской народной песне. Толковый словарь Кузнецова
  9. канцона — Канцоны, ж. [ит. canzone – песня]. 1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона. 2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.). Большой словарь иностранных слов
  10. канцона — КАНЦ’ОНА, канцоны, ·жен. (·итал. canzone — песня). 1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона. 2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.). Толковый словарь Ушакова
  11. канцона — канцона ж. 1. Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии эпохи Средневековья и Возрождения. 2. Лирическая песня, восходящая к народной итальянской. Толковый словарь Ефремовой
  12. КАНЦОНА — КАНЦОНА (итал. canzone, букв. — песня) — 1) лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии 13-17 вв., первоначально у провансальских трубадуров. Классические образцы — у Данте и Петрарки. Большой энциклопедический словарь
  13. Канцона — (ит. canzone, букв. – песня) – лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии XIII – XVII вв., первоначально у провансальских трубадуров; многоголосная светская песня эпохи Возрождения. Словарь по культурологии
  14. Канцона — (la canzone, от латинского cantio) — название старейшей формы итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso), и старофранцузской (chanson) поэзии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона