Каденция

(итал. cadenza, от лат. cado — падаю, оканчиваюсь), каданс (франц. cadence).

1) Заключительный гармонич. (а также мелодич.) оборот, завершающий муз. построение и придающий ему законченность, цельность. В мажоро-минорной тональной системе 17-19 вв. в К. обычно сочетаются метроритмич. опорность (напр., метрич. акцент в 8-м или 4-м такте простого периода) и остановка на одной из наиболее важных в функциональном отношении гармоний (на I, V, реже на IV ступени, иногда и на др. аккордах). Полные, т. е. заканчивающиеся на тонике (Т), К. по аккордовому составу подразделяются на автентические (V-I) и плагальные (IV-I). К. является совершенной, если T появляется в мелодич. положении примы, в тяжёлом такте, после доминанты (D) или субдоминанты (S) в осн. виде, а не в обращении. Если одно из этих условий отсутствует, К. считается несовершенной. К., заканчивающиеся на D (или S), наз. половинными (напр., I-V, II-V, VI-V, I-IV); разновидностью половинной автентич. К. можно считать т. н. фригийский каданс (заключит. оборот типа IV6-V в гармонич. миноре). Особый вид составляют т. н. прерванные (ложные) К. — нарушение автентич. К. вследствие замены тонич. трезвучия др. аккордом (V-VI, V-IV6, V-IV, V-16 и др.).

Каденция

Полные каденции

Каденция. Рис. 1

Половинные каденции. Фригийский каданс

Каденция. Рис. 2

Прерванные каденции

По местоположению в муз. форме (напр., в периоде) различают К. срединные (внутри построения, чаще типа I-V или IV-V), заключительные (в конце осн. части построения, обычно V-I) и до-полнительные (присоединяемые после заключит. К., т. е. оборотов V-I или IV-I).

Гармонич. формулам-К. исторически предшествуют одноголосные мелодич. заключения (т. е. в сущности К.) в ладовой системе позднего средневековья и Возрождения (см. Средневековые лады), т. н. клаузулы (от лат. claudere — заключать). Клаузула охватывает звуки: антипенультим (antepaenultima; предшествующий предпоследнему), пенультим (paenultima; предпоследний) и ультим (ultima; последний); наиболее важны из них пенультим и ультим. Клаузула на финалисе (finalis) считалась совершенной К. (clausula perfecta), на всяком другом тоне — несовершенной (clausula imperfecta). Наиболее часто встречавшиеся клаузулы были классифицированы как "дискантовая" или сопрановая (VII-I), "альтовая" (V-V), "теноровая" (II-I), впрочем, не закреплявшиеся за соответствующими голосами, и с сер. 15 в. "басовая" (V-I). Обычное для старых ладов уклонение от вводнотонового шага VII-I дало т. н. "клаузулу Ландино" (или впоследствии "каденцию Ландино"; VII-VI-I). Одновременное сочетание этих (и сходных) мелодич. К. составило каденционные аккордовые последования:

Каденция. Рис. 3

Клаузулы

Каденция. Рис. 4

Кондукт "Quis tibi Christe meritas". 13 в.

Каденция. Рис. 5

Г. дe Mашо. Мотет. 14 в.

Каденция. Рис. 6

Г. Монах. Трёхголосная инструментальная пьеса. 15 в.

Каденция. Рис. 7

Й. Окегем. Missa sine nomina, Kyrie. 15 в.

Возникший подобным образом гармонич. оборот V-I стал всё более систематически применяться в заключит. К. (со 2-й пол. 15 в. и особенно в 16 в. наряду с плагальной, "церковной", К. IV-I). Итал. теоретики 16 в. ввели и сам термин "К.".

Начиная примерно с 17 в. каденционный оборот V-I (вместе с его "инверсией" IV-I) пронизывает собой не только заключение пьесы или её части, но и все её построения. Это обусловило новую структуру лада и гармонии (её иногда наз. каденционной гармонией — Kadenzharmonik).

Глубокое теоретическое обоснование системы гармонии через анализ её ядра — автентич. К. — принадлежит Ж. Ф. Рамо. Он объяснил муз.-логич. отношения аккордов гармонич. К., опираясь на естеств. предпосылки, заложенные в самой природе муз. звука: доминантовый звук содержится в составе звука тоники и, т. о., как бы порождается им; переход же доминанты в тонику есть возвращение производного (порождённого) элемента к своему первоисточнику. Рамо дал существующую и поныне классификацию видов К.: совершенная (parfaite, V-I), плагальная (по Рамо, "неправильная" — irregulare, IV-I), прерванная (буквально "сломанная" — rompue, V-VI, V-IV). Распространение квинтового соотношения автентической К. ("тройной пропорции" — 3:1) на другие аккорды, помимо V-I-IV (например, в секвенции типа I-IV-VII-III-VI-II-V-I), Рамо называл "имитацией К." (воспроизведение каденционной формулы в парах аккордов: I-IV, VII-III, VI-II).

М. Гауптман и затем X. Риман раскрыли диалеткику соотношения осн. аккордов классич. К. По Гауптману, внутреннее противоречие начальной тоники состоит в её "раздвоении", в том, что она находится в противоположных отношениях к субдоминанте (содержащей осн. тон тоники в качестве квинты) и к доминанте (содержащей квинту тоники в качестве осн. тона). По Риману, чередование T и D представляет собой простой недиалектич. показ тональности. При переходе же от T к S (что подобно разрешению D в Т) происходит как бы временное смещение центра тяготения. Появление D и разрешение её в T вновь восстанавливает главенство T и утверждает его уже на более высоком уровне.

Б. В. Асафьев объяснил К. с позиций теории интонации. Он трактует К. как обобщение характерных элементов лада, как комплекс стилистически индивидуальных интонационных мелогармонич. формул, выступая против механичности предустановленных "готовых росчерков", предписываемых школьной теорией и теоретич. абстракциями.

Эволюция гармонии в кон. 19 и в 20 вв. привела к коренному обновлению формул К. Хотя К. продолжает выполнять ту же общекомпозиционную логич. функцию заключит. оборота, прежние средства реализации этой функции порой оказываются полностью заменёнными другими в зависимости от конкретного звукового материала данной пьесы (в результате правомерность применения самого термина "К." в иных случаях сомнительна). Эффект заключительности в подобного рода случаях обусловливается зависимостью средств заключения от всей звуковой структуры произведения:

Каденция. Рис. 8

M. П. Мусоргский. "Борис Годунов", действие IV.

Каденция. Рис. 9

С. С. Прокофьев. "Мимолётности", No 2.

2) С 16 в. импровизируемое исполнителем или выписанное композитором виртуозное заключение сольной вокальной (оперная ария) или инструментальной муз. пьесы. В 18 в. особая форма подобной К. сложилась в инстр. концерте. До нач. 19 в. она обычно располагалась в коде, между кадансовым квартсекстаккордом и септаккордом D, возникая как украшение первой из этих гармоний. К. представляет собой как бы небольшую сольную виртуозную фантазию на темы концерта. В эпоху венских классиков сочинение К. или её импровизация во время исполнения предоставлялись исполнителю. Т. о., в строго фиксированном тексте произведения предусматривался один раздел, к-рый не устанавливался автором стабильно и мог сочиняться (импровизироваться) другим музыкантом. Впоследствии К. стали создаваться самими композиторами (начиная с Л. Бетховена). Благодаря этому К. больше сливается с формой сочинений в целом. Иногда К. выполняет и более важные функции, составляя неотъемлемую часть концепции сочинения (напр., в 3-м концерте Рахманинова). Изредка К. встречается и в др. жанрах.

Литература: 1) Смоленский С., "Мусикийская грамматика" Николая Дилецкого, (СПБ), 1910; Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884-85; его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, переиздание обоих учебников: Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, ч. 1-2, М. — Л., 1930-47, Л., 1971; Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. (в 1 ч.), Практический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1934-35; Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, (Л. — M.), 1937, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Zаr1inо G., Le istitutioni harmoniche (Terza parte Cap. 51), Venetia, 1558, факс. изд., N. Y., 1965, рус. пер. главы "О каденции" см. в сб.: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, сост. В. П. Ше-стаков, М., 1966, с. 474-476; Rameau J. Ph., Traitй de l'harmonie..., P., 1722; его же, Gйnйration harmonique, P., 1737; Hauptmann M., Die Natur der Harmonik und der Metrik, Lpz., 1853; Riemann H., Musikalische Synta-xis, Lpz., 1877; его же, Systematische Modulationslehre..., Hamburg, 1887; рус. пер.: Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах, М. — Лейпциг, 1898; его же, Vereinfachte Harmonielehre..., В., 1893 (рус. пер. — Упрощённая гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1896, М. — Лейпциг, 1901); Сasе11а А., L'evoluzione della musica a traverso la storia della cadenza perfetta (1919), engl, transl., L., 1923; Tenschert R., Die Kadenzbehandlung bei R. Strauss, "ZfMw", VIII, 1925-1926; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Tl I, Mainz, 1937; Сhоminski J. M., Historia harmonii i kontrapunktu, t. I-II, Kr., 1958-1962; Stockhausen К., Kadenzrhythmik im Werk Mozarts, в его кн.: "Texte...", Bd 2, Kцln, 1964, S. 170- 206; Homan F. W., Final and internal cadential patterns in Gregorian chant, "JAMS", v. XVII, No 1, 1964; Dah1haus С., Untersuchungen ьber die Entstehung der harmonischen Tonalitдt, Kassel — (u. a.), 1968. См. также лит. при статье Гармония.

2) Schering A., Die freie Kadenz im Instrumentalkonzert des 18. Jahrh., "Kongress der Internationalen Musikgesellschaft", Basilea, 1906; Knцdt H., Zur Entwicklungsgeschichte der Kadenzen im Instrumentalkonzert, "SIMG", XV, 1914, S. 375; Stockhausen R., Die Kadenzen zu den Klavierkonzerten der Wiener Klassiker, W., 1936; Misch L., Beethovens-Studien, В., 1950.

Ю. H. Холопов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Каденция — 1. Каданс, «падение»; несколько расплывчатое стиховедческое понятие, соответствующее, по существу, понятию ритмической инерции (см. Ритмика), т. Литературная энциклопедия
  2. каденция — -и, ж. муз. 1. Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть, подчеркивающий композиционную целостность произведения. 2. В произведениях для какого-л. Малый академический словарь
  3. каденция — Каде́нци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  4. Каденция — (итал. cadenza, от лат. cado — падаю, оканчиваюсь) 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность. Называется также кадансом (франц. cadence). В гармонии (См. Большая советская энциклопедия
  5. каденция — орф. каденция, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. каденция — КАДЕНЦИЯ -и; ж. [итал. cadenza] Муз. 1. Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть, подчёркивающий композиционную целостность произведения. 2. В произведениях для какого-л. Толковый словарь Кузнецова
  7. каденция — [дэ], каденции, ж. [ит. cadenza]. 1. Гармонический оборот, заканчивающий собой музыкальную пьесу или прерывающий ее в момент перехода, композиционного расчленения (муз.). Большой словарь иностранных слов
  8. каденция — КАД’ЕНЦИЯ [дэ], каденции, ·жен. (·итал. cadenza). 1. Гармонический оборот, заканчивающий собой музыкальную пьесу или прерывающий ее в момент перехода, композиционного расчленения (муз.). Толковый словарь Ушакова
  9. каденция — каденция ж. 1. Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каданс. 2. Вставка виртуозного характера в инструментальном концерте, представляющая собою свободную фантазию на его главные темы и исполняемая солистом без аккомпанемента оркестра. Толковый словарь Ефремовой
  10. КАДЕНЦИЯ — КАДЕНЦИЯ (итал. cadenza, от лат. cado — падаю, оканчиваюсь) (каданс) — 1) гармоничный или мелодичный оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность 2) Виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте... Большой энциклопедический словарь