Экспрессионизм

(от лат. expressio — выражение, выявление) — направление в европ. иск-ве и лит-ре, возникшее в 1-х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и лит-ре привело к возникновению организаций и группировок этого направления (объединения нем. художников: "Die Brьcke" ("Мост") в Дрездене, 1905; "Der Blaue Reiter" ("Синий всадник") в Мюнхене, 1911; нем. журн. "Der Sturm" в Берлине, 1910). Э. был выражением острейшего разлада художника с окружающей социальной действительностью, в нём проявлялся субъективный протест против царивших в предвоенной Австрии и Германии шовинизма, милитаристской пропаганды, бюрократизма, мещанского самодовольства. Типичный герой Э. — "маленький" человек, подавленный жестокими социальными условиями существования, страдающий и гибнущий во враждебном ему мире. Э. свойственно ощущение надвигающейся мировой катастрофы, что придавало ему сгущённо-мрачный, подчас истерич. оттенок. "Война оказалась для искусства великим переломом. Человек, терзаемый страшной мукой, закричал. Изуродованный стал произносить проповедь" (Брехт Б., Театр, Собр. соч., т. 5/1, М., 1965, с. 64). Антибуржуазный, антимилитаристский характер, гуманистич. направленность являлись сильной стороной Э. Не случайно с левым крылом нем. Э. было связано творчество таких передовых пролетарских художников, как Б. Брехт и Й. Бехер. Однако индивидуалистичность протеста, непонимание истинного смысла историч. событий, замкнутость в кругу мрачных и болезненных переживаний, деформация отображаемой в иск-ве действительности из-за обострённого субъективизма свидетельствовали об ограниченности экспрессионистского направления. В полемике против приземлённости натурализма Э. выдвинул на первый план психологич., духовное начало, передаваемое с предельной экспрессией (отсюда назв. направления). На мировоззренческую основу Э. в разной степени влияли субъективно-идеалистич. концепции А. Шопенгауэра, Э. Маха, Э. Гуссерля, З. Фрейда, а также интуитивизм А. Бергсона. Характерен интерес экспрессионистов к подсознательному, к бредовым, навязчивым образам, болезненной эротике, передаче перевозбуждённости психики, эмоций страха, смутной тревоги, отчаяния. Др. образную сферу составляют злой сарказм, гротеск.

Музыка в силу своей специфики оказалась в состоянии ярко и разнообразно воплотить этот сложный душевный мир, ввиду чего нек-рые теоретики Э. считали её моделью нового иск-ва. Однако в муз. иск-ве Э. развивался более стихийно, чем, напр., в лит-ре и живописи, и носил характер не столько определ. направления, сколько одного из течений в современном искусстве.

Большинством сов. музыковедов отвергнуты как прямолинейное отождествление Э. исключительно с новой венской школой (концепция ряда заруб. музыковедов), так и чрезмерно расширительное толкование, подводящее под Э. многие явления зап.-европ. музыки 20 в. Если наиболее типичными представителями Э. действительно являются "нововенцы" — А. Шёнберг и нек-рые его ученики (прежде всего, А. Берг, отчасти молодой X. Эйслер, условно — А. Веберн), то нельзя также игнорировать отчётливых экспрессионистских тенденций в музыке их крупных предшественников и современников, равно как и композиторов следующих поколений.

Муз. Э. преемственно связан с поздним романтизмом. Так, сгущённый психологизм "Тристана и Изольды" Вагнера отчасти предвосхищает Э. (в муз.-стилистич. плане это показал Э. Курт). В нач. 20 в. зловеще-мрачные, исступлённые образы появляются в произв. Г. Малера (поздние симфонии) и Р. Штрауса (оперы "Саломея" и "Электра"), совпадая по времени с развитием Э. в живописи и лит-ре, но в музыке этих композиторов по-прежнему сильны традиции романтизма. Ранний период творчества композиторов новой венской школы — А. Шёнберга и А. Берга — также принадлежит романтич. направлению. Композиторы- экспрессионисты постепенно переосмысливали идейно-художеств. содержание позднего романтизма: нек-рые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (напр., романтич. мечта). Довоенные оперы Шёнберга ("Ожидание", "Счастливая рука") и вок. цикл "Лунный Пьеро" — типичные экспрессионистские произведения. В творчестве Шёнберга "ощущения классической и романтической музыки — отсутствуют. Печаль становится обреченностью, депрессией, отчаяние превращается в истерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юмор становится гротеском... Основное настроение — "крайняя боль"" (Эйслep Г., см. в кн.: Избранные статьи музыковедов ГДР, М., 1960, с. 189-90).

Высшим достижением муз. Э. справедливо признаётся опера А. Берга "Воццек" (пост. 1925), в к-рой заострена социально-обличит. тематика и с большой силой раскрыта драма "маленького человека"; это произв. сближается с нем. "левым" Э. В ряде муз.-театр. произв. послевоенных лет ярко проявились отдельные экспрессионистские тенденции ("Убийца — надежда женщин" и "Святая Сусанна" Хиндемита, "Прыжок через тень" Кшенека, "Чудесный мандарин" Бартока); отчасти они коснулись и творчества сов. композиторов ("Огненный ангел" Прокофьева, опера "Нос" и нек-рые эпизоды в симф. произв. Д. Д. Шостаковича). После отхода от Э. в 30-е гг. экспрессионистские тенденции вновь проявились в музыке кон. 30-х — 40-х гг. (период наступления фашизма и катастроф 2-й мировой войны 1939-45), хотя последоват. экспрессионистом остался едва ли не один Шёнберг ("Уцелевший из Варшавы" и др. его поздние произв.). В военные и первые послевоенные годы образы разрушения, насилия, жестокости и страданий, отчаяния вызвали обращение к средствам выразительности, связанным с Э. ("Огненный замок" Мийо, 3-я симфония Онеггера, 6-я симфония Р. Воана Уильямса, Военный реквием Бриттена и др.).

В соответствии с идейно-образной направленностью Э. сложился определ. комплекс муз. средств выразительности: изломанность очертаний в мелодике, острая диссонантность гармоний, вязкость фактуры, резко контрастная динамика, использование жёстких, пронзительных звучаний. Характерны инстр. трактовка вок. партий, прерывистость, разорванность вок. линии, возбуждённая речитация. В "Лунном Пьеро" Шёнберг ввёл особый приём полупения-полуговора (Sprдchstimme, Sprдchgesang); используются также натуралистич. возгласы и крики.

В формообразовании на первых порах подчёркивались текучесть, отсутствие расчленённости, повторности и симметрии. В дальнейшем, однако, свобода эмоционального самовыражения всё чаще стала сочетаться с нормативными конструктивными приёмами, в первую очередь у представителей новой венской школы (додекафония, построение оперных актов по схеме инстр. форм европ. музыки 18 в. — в "Воццеке" и др. произв.). Музыка "нововенцев" претерпела эволюцию от усложнённого тонального письма, через свободную атональность — к организации звукового материала на основе серийной техники. Такая эволюция, однако, не исключает др. проявлений экспрессионистских тенденций в совр. музыке.

Литература: Экспрессионизм. Сб. статей, П.-М., 1923; Асафьев Б., Музыка "Воццека", в сб.: "Воццек" Альбана Берга, Л., 1927 (Новая музыка, сб. 4), также в его кн.: Критические статьи и рецензии, М.-Л., 1967; Зивельчинская Л. Я., Экспрессионизм, М.-Л., 1931; Соллертинский И. И., Арнольд Шенберг, Л., 1934, также в сб.: Памяти Соллертинского, Л.-М., 1974; Альшванг A., Экспрессионизм в музыке, "СМ", 1959, No 1; Pавлова Н. С., Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе, в сб.: Реализм и его соотношения с другими творческими методами, М., 1962; Келдыш Ю., "Воццек" и музыкальный экспрессионизм, "СМ", 1965, No 3; Экспрессионизм. Сб. статей, М., 1966; Конен В., О музыкальном экспрессионизме, в сб.: Экспрессионизм, М., 1966, также в её кн.: Этюды о зарубежной музыке, М., 1975; Лаул Р., О творческом методе А. Шенберга, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970; Павлишин С., "Мiсячний П'еро" А. Шенберга, Кипв, 1972 (на укр. яз.); Смирнов В., Зарождение экспрессионизма в музыке, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, (вып. 1), М., 1972; Друскин М., Австрийский экспрессионизм, в его кн.: О западноевропейской музыке XX века, М., 1973; Тараканов М., Музыкальный театр Альбана Берга, М., 1976; Лобанов A., "Воццек" А. Берга, Кипв, 1977 (на укр. яз.); Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern-Lpz., 1920 (рус. пер. — Курт Э., Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера, М., 1975); Кrеnek E., Music here and now, N. Y., (1939); Leibowitz R., Schцnberg et son йcole, P., 1947; Lukасs G., "GrцЯe und Verfall" des Expressionismus, в его кн.: Schicksalswende, В., 1948; Adorno Th. W., Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949; Edschmid K., Lebendiger Expressionismus, W., (1961).

Г. В. Крауклис.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. экспрессионизм — -а, м. Направление в европейском искусстве и литературе в первой трети 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека и ставившее своей основной задачей его выражение. [франц. expressionnisme] Малый академический словарь
  2. Экспрессионизм — (от лат. expressio — выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти... Большая советская энциклопедия
  3. ЭКСПРЕССИОНИЗМ — ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expres-sio — выражение, выразительность) — англ. expressionism; нем. Expressionismus. Направление в западноевропейском искусстве первой трети XX... Социологический словарь
  4. экспрессионизм — орф. экспрессионизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. экспрессионизм — Экспресс/и/он/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. экспрессионизм — ЭКСПРЕССИОНИЗМ а, м. expressionnisme m. 1. Направление в буржуазном искусстве и литературе первой четв. 20 века, деятели которого считали своей основной задачей выражение внутреннего мира художника, его субъективных творческих переживаний. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Экспрессионизм — ЭКСПРЕССИОНИЗМ (франц. слово expression — выражение, латинское expressio — выразительность, осмысленность) — стремление современного художника выразить судорожность нашей бурной эпохи, с ее преувеличенностью чувства, с ее эксцентричностью... Словарь литературных терминов
  8. экспрессионизм — экспрессионизм , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  9. Экспрессионизм — (от лат. expressio — выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 — 20-х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX... Художественная энциклопедия
  10. Экспрессионизм — Направление в европейском искусстве первой четверти XX в., отразившее ситуацию социального кризиса той эпохи. В стилистическом направлении ассимилировал разнородные течения — от стиля модерн до конструктивизма. Архитектурный словарь
  11. экспрессионизм — ЭКСПРЕССИОНИЗМ [рэ], -а; м. [франц. expressionnisme] В европейском искусстве начала 20 вв.: модернистское направление, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека и ставившее своей основной задачей его выражение. Толковый словарь Кузнецова
  12. Экспрессионизм — (лат. expressio – выражение) – направление в литературе и искусстве 1-й четв. ХХ в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Словарь по культурологии
  13. экспрессионизм — [фр. expressionnisme < expression выражение] – реакционное, идеалистическое направление в искусстве и литературе, возникшее накануне первой мировой войны в Западной Европе. Большой словарь иностранных слов
  14. ЭКСПРЕССИОНИЗМ — ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio — выражение) — направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. Большой энциклопедический словарь
  15. экспрессионизм — экспрессионизм I м. Направление в западноевропейском искусстве и литературе первой трети XX в., представители которого стремились к отображению духовного мира человека как единственной реальности и главной цели искусства... Толковый словарь Ефремовой
  16. экспрессионизм — ЭКСПРЕССИОН’ИЗМ [рэ], экспрессионизма, мн. нет, ·муж. (см. экспрессия) (иск.). Направление в ·зап.-европейском искусстве 20 века, противопоставляющее себя импрессионизму и рассматривающее внешний мир лишь как средство выражения субъективных состояний человека. Толковый словарь Ушакова
  17. экспрессионизм — ЭКСПРЕССИОНИЗМ, а, м. Направление в искусстве первой половины 20 в., провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую, иногда гротескную эмоциональную выразительность образа. | прил. экспрессионистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова