Имитация

(от лат. imitatio — подражание) — точное или неточное повторение в каком-либо голосе мелодии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе. Голос, первым излагающий мелодию, называется начальным, или пропостой (итал. proposta — предложение), повторяющий её — имитирующим, или риспостой (итал. risposta — ответ, возражение).

Если после вступления риспосты в пропосте продолжается мелодически развитое движение, образующее контрапункт к риспосте — т.н. противосложение, то возникает полифонич. ткань.

Если же пропоста замолкает в момент вступления риспосты или становится мелодически неразвитой, то ткань оказывается гомофонной. Мелодия, изложенная пропостой, может имитироваться последовательно несколькими голосами (I, II, III и т.д. риспостами):

Имитация

В. А. Моцарт. "Заздравный канон".

Применяются также двойные и тройные И., т. е. одновременное имитац. изложение (повторение) двух или трёх пропоcт:

Имитация. Рис. 1

Д. Д. Шостакович. 24 прелюдии и фуги для фортепьяно ор. 87, No 4 (фуга).

Если риспоста имитирует лишь тот раздел пропосты, где изложение было одноголосным, то И. называется простой. Если же риспоста последовательно имитирует все отделы пропосты (или не менее 4), то И. называется канонической (каноном, см. первый пример на стр. 505). Риспоста может вступить на любом звуковы-сотном уровне. Поэтому И. различаются не только по времени вступления имитирующего голоса (риспосты) — через один, два, три такта и т.д. или через части такта после начала пропосты, но и по направлению и интервалу (в унисон, в верхнюю или нижнюю секунду, терцию, кварту и т.д.). Уже начиная с 15 в. заметно преобладание И. в квартово-квинтовом, т. е. тонико-доминантовом отношении, ставших затем господствующими, прежде всего в фуге.

По мере централизации ладотональной системы в И. тонико-доминантового отношения вырабатывается т.н. техника тонального ответа, способствующая плавности модуляции. Техника эта продолжает применяться в фугированных произв.

Наряду с тональным ответом выработалась и т.н. свободная И., в к-рой имитирующий голос сохраняет лишь общие очертания мелодич. рисунка или характерный ритм темы (ритмич. И.).

Имитация. Рис. 2

Д. С. Бортнянский. 32-й духовный концерт.

И. имеет большое значение как приём развития, разработки тематич. материала. Приводя к росту формы, И. в то же время гарантирует тематич. (образное) единство целого. Уже в 13 в. И. становится одним из распространённых в проф. музыке приёмов изложения. В нар. многоголосии И., по-видимому, возникла значительно раньше, о чём свидетельствуют нек-рые сохранившиеся записи. В муз. формах 13 в., так или иначе связанных с cantus firmus (рондо, рота, а затем мотет и месса), постоянно использовалась контрапунктич. и, в частности, имитац. техника. У нидерл. мастеров 15-16 вв. (Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре и др.) имитац. техника, особенно каноническая, достигла высокого развития. Уже в это время наряду с И. в прямом движении широко применялись И. в обращении:

Имитация. Рис. 3

С. Шейдт. Вариации на хорал "Vater unser im Himmelreich".

Встречались также в возвратном (ракоходном) движении, в ритмич. увеличении (напр., с увеличением вдвое длительности всех звуков) и уменьшении.

С 16 в. господств. положение заняла простая И. Она преобладала и в имитац. формах 17 и 18 вв. (канцонах, мотетах, ричеркарах, мессах, фугах, фантазиях). Выдвижение простой И. явилось в известной степени реакцией на чрезмерное увлечение канонич. техникой. Существенно, что И. в возвратном (ракоходном) движении и т.д. на слух не воспринимались или воспринимались лишь с трудом.

Достигнув во времена И. С. Баха господств. положения, имитац. формы (в первую очередь фуга) в последующие эпохи как формы самостоят. произв. применяются реже, но проникают в крупные гомофонные формы, модифицируясь в зависимости от характера тематизма, его жанровых признаков, конкретного замысла произведения.

Имитация. Рис. 4

В. Я. Шебалин. Струнный квартет No 4, финал.

Литература: Соколов H. A., Имитации на cantus firmus, Л., 1928; Скребков С., Учебник полифонии, М.-Л., 1951, М., 1965; Григорьев С. и Мюллер Т., Учебник полифонии, М., 1961, 1969; Протопопов В., История полифонии в ее важнейших явлениях. (Вып. 2), Западно-европейская классика XVIII-XIX веков, М., 1965; Mазель Л., О путях развития языка современной музыки, "СМ", 1965, NoNo 6,7,8; Adler G., Die Wiederholung und Nachahmung in der Mehrstimmigkeit, "VfMw", Jahrg. II, 1886, H. 3; Riemann H., Lehrbuch der einfachen, doppelten und imitierenden Kontrapunkts, Lpz., 1888, 1921; Вesseler H., Studien zur Musik der Mittelalters, "AfMw", Jahrg. VIII, 1926, H. 2, S. 187-288; Apel W., Imitation in the 13-th and 14-th centuries, в кн.: Essays on music in honor of Arch. Th. Davison, Camb. (Mass.), 1957; Dahlhaus C., Chr. Bernhard und die Theorie der modalen Imitation, "AfMw", Jahrg. XXI 1964, H. 1; Harbinson D., Imitation in the early motet, "ML", v. XLV, 1964, No 4.

Т. Ф. Мюллер.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИМИТАЦИЯ — (см. ФАКСИМИЛЕ). Филателистический словарь
  2. имитация — -и, ж. 1. Действие по глаг. имитировать (в 1, 2 и 3 знач.). Имитация соловьиного пения. □ Запомнилась среди них О. П. Владимирова — молодая красивая женщина, обладавшая большими способностями к имитации. Малый академический словарь
  3. ИМИТАЦИЯ — ИМИТАЦИЯ (от лат. imitatio — подражание) — англ. imitation; нем. Imitation. 1. Подражание ч.-л. или к.-л.; воспроизведение. 2. Более или менее точное копирование индивидом поведения других людей или групп, являющееся одним из механизмов социализации. Социологический словарь
  4. имитация — Имит/а́ци/я (й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. Имитация — I Имита́ция (от лат. imitatio — подражание) 1) подражание, уподобление кому, чему-либо, воспроизведение, повторение. 2) Подделка. II Имита́ция в музыке... Большая советская энциклопедия
  6. имитация — орф. имитация, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. имитация — Прием для создания соответствий путем имитации формы знаков оригинала. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
  8. имитация — Латинское – imitatio (подражание). В первой половине XIX в. слово было заимствовано из французского и довольно скоро получило широкое распространение в русском языке. Имитация – подражание кому-либо; подделка. Производные: имитировать, имитирующий, имитационный, имитатор. Этимологический словарь Семёнова
  9. Имитация — (лат. imitatio) 1. Подражание кому-л. или чему-л., воспроизведение; 2. Подделка. В области одежды И. имеет широкое распространение, например, искусственный мех — это текстильные материалы, имитирующие натуральный мех... Энциклопедия моды и одежды
  10. имитация — ИМИТАЦИЯ Воспроизведение упражнения, чаще всего точное по форме, но без значительных усилий. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  11. имитация — ИМИТАЦИЯ и, ж. imitation f. < , лат. imitatio подражание, переимчивость.1. литер. Подражание. Ст<�ихи> 153 по 160 <�четвертой сатиры>. Есть имитация из Боало. Кантемир Соч. 1 254. Словарь галлицизмов русского языка
  12. имитация — (иноск.) подделка, (собств.) подражание Ср. Imitation (imitari, вм. icmitari подражать) — подражание. Ср. (είκων) — икона, изображение. Фразеологический словарь Михельсона
  13. имитация — Заимств. в первой половине XIX в. из франц. яз., в котором оно — из лат. imitatio «подражание», суф. производного от imitare «подражать». Этимологический словарь Шанского
  14. имитация — ИМИТАЦИЯ -и; ж. [лат. imitatio] 1. к Имитировать (1-3 зн.). И. соловьиного пения. Способности к имитации. И. слов попугаем. И. лошадиного ржания. 2. чего. Подделка подо что-л. И. мрамора. И. красного дерева. И. жемчуга. И. под старину. 3. Муз. Толковый словарь Кузнецова
  15. имитация — ИМИТАЦИЯ, и, ж. 1. см. имитировать. 2. Подделка подо что-н. И. жемчуга. И. красного дерева. И. под старину. 3. Точное или с видоизменением повторение музыкального мотива другим голосом (или голосами) (спец.). | прил. имитационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  16. имитация — Имитации, ж. [латин. imitatio]. 1. только ед. Действие по глаг. имитировать. Имитация звуков животных. Удачная имитация актера. 2. Подделка подо что-н., предмет, сделанный в подражание настоящему так, что его можно принять за настоящее, за образец. Большой словарь иностранных слов
  17. имитация — ИМИТ’АЦИЯ, имитации, ·жен. (·лат. imitatio). 1. только ед. Действие по гл. имитировать. Иимтация звуков животных. Удачная имитация актера. Толковый словарь Ушакова
  18. имитация — имитация I ж. Искусное подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение чего-либо с возможной точностью. II ж. Подделка. Толковый словарь Ефремовой
  19. ИМИТАЦИЯ — (от лат. imitatio — воспроизводить) создание образа, модели экономического объекта или процесса, его искусственное воспроизведение в целях исследования, обучения, прогнозирования. Экономический словарь терминов
  20. ИМИТАЦИЯ — ИМИТАЦИЯ (от лат. imitatio — подражание) — 1) подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение; подделка... 2) В многоголосной музыке точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе. Большой энциклопедический словарь
  21. Имитация — (лат.) — музыкальный термин, обозначающий повторение музыкальной мысли, исполненной одним из голосов, другим голосом, начиная с той или другой ступени. Имитация составляет прием полифонической музыки, делится на строгую и свободную. При строгой... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона