Габриели

(Gabrieli) — итал. композиторы, видные представители венецианской полифонич. школы. Андpеа Г. (между 1510-20, Венеция — в конце 1586, там же). В 1536 певчий собора Сан-Марко, в 1558 органист церкви св. Иеремии. С 1564 второй, с 1584 первый органист собора Сан-Марко. Сочинял музыку к праздничным церемониям, в т.ч. по случаю победы при Лепанто (1571), открытия театра "Олимпико" в Виченце (1585) и др. В духовных произв. Г. нарушал равновесие хоров, использовал вок.-инстр. составы. Среди его светских сочинений выделяются песни в духе канцонет, в т.ч. "Джустинианы", в к-рых он подчас предвосхищает острую характерность оперы-буффа. Его преемниками в этой области были Дж. Кроче, О. Векки, А. Банкьери. Инстр. произв. Г. намечают контуры фуги (противосложение, стреттные проведения). Среди учеников Андреа Г. — X. Л. Хаслер, Дж. Габриели.

Джованни Г. (ок. 1557, Венеция — 12 VIII 1612 или 1613, там же). Племянник Андреа Г. В 1575- 1579 состоял в придворной капелле под управлением О. Лассо (Мюнхен), что определило влияние последнего на его творчество, С 1584 второй, с 1586 первый органист собора Сан-Марко. Дж. Г. развивал традиции, залощенные Андреа Г.; он объединял вок. и инстр. средства воплощения, добиваясь ещё большей гибкости сопоставления групп хора и инстр. ансамбля. Заимствуя из органной музыки принцип октавного удвоения, чуждый полифонич. иск-ву, Дж. Г. достигал мощи и сочности звучания. Он тяготел к аккордовой фактуре, оживляемой ритмич. чеканными мотивами. Контрапунктич. развитию композитор предпочитал повтор одного тематич. образования в разной тембровой окраске. Дж.Г. первый выступил с многохорными инстр. произв., предвосхитив в нек-рых из них черты инстр. концерта, ввёл чередование пиано и форте (Sonata piano e forte). Его соната для 3 скрипок и цифрованного баса — образец раннего гомофонного инстр. сочинения. Наиболее значит. произв.: концерты для 6-16 голосов (Concerti di Andrea et di Giovanni Gabrieli, Venezia, 1587), монументальные, красочные Священные симфонии (Sacrae symphoniae..., Venezia, 1597, 1615). У Дж. Г. совершенствовался нем. композитор Г. Шюц (был его любимым учеником). Андреа и Дж. Г. окончательно определили характерные черты венецианской школы: многохорность, наличие инстр. сопровождения, богатство тембровой окраски, свободное применение диссонансов, использование принципа концертности.

Сочинения: L'opera omnia... a cura di D. Arnold, v. 1-3, Roma, 1956.

Литература: Winterfeld С., Johannes Gabrieli und sein Zeitalter, Bd. 1-3, В., 1834; Caffi F., Storia della musica sacra nella gia cappella Ducale di S. Marco in Venezia..., v. 1-2, Venezia, 1854-55, Mil., 1931; Ritter A. G., Zur Geschichte des Orgelspiels, Bd. 1-2, Lpz., 1884, 2 Aufl., В., 1959; Leichtentritt H., Geschichte der Motette, Lpz., 1908; Benvenuti G., Andrea e Giovanni Gabrieli e la musica strumentale in San Marco, Mil., 1931; Einstein A., The Italian madrigal, v. 2, Princeton, 1949.

Л. А. Вульфиус.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГАБРИЕЛИ — (Gabrieli), Франческо (р. 27. IV. 1904) — итал. востоковед, исследователь истории и литературы арабских стран и истории ислама. С 1938 — ординарный проф. араб. яз. и лит-ры в Рим. ун-те. ===== Соч.: Storia delia letteratura araba, 2 ed., (Mil. Советская историческая энциклопедия
  2. Габриели — I Габрие́ли (Gabrieli) Андреа (между 1510 и 1520, Венеция, — 1586, там же), итальянский композитор. С 1536 певчий, с 1584 первый органист собора св. Марка, с 1558 органист церкви св. Иеремии (Венеция). Выдающийся представитель венецианской школы (см. Большая советская энциклопедия
  3. Габриели — Габриели (Gabrieli) итальянские композиторы, представители венецианской школы, органисты собора Сан-Марко в Венеции: Андреа (между 1510 и 1520 — после 1586) и его племянник и ученик Джованни (между 1553 и 1556—1612 или 1613)... Большая биографическая энциклопедия
  4. ГАБРИЕЛИ — ГАБРИЕЛИ (Gabrieli) — итальянские композиторы: Андреа (между 1510 и 1520 — после 1586) и его племянник Джованни (между 1553 и 1556-1612 или 1613) — представители. венецианской школы. Органисты собора Сан-Марко в Венеции. Большой энциклопедический словарь