А. м. складывалась во взаимодействии двух совершенно различных муз. культур - коренных жителей континента и колонистов (гл. обр. англичан), заселявших Австралию с конца 18 в.и принёсших с собой европ. муз. культуру - нар. и профессиональную. На этой основе происходило формирование совр. А. м., к-рая в ходе своего развития приобрела типич. местные особенности. Муз. культура аборигенов Австралии, сохранившая множество архаич. черт, восходивших к древнейшему прошлому страны, синкретична и органически связана с их обществ. жизнью и бытовым укладом. Наиболее распространено песенное творчество. Песни обычно сопровождаются танцами, бытовыми и культовыми плясками - корробори, исполняющимися на празднествах, при разл. церемониях. Напевы австрал. песен короткие - секундового, терцового, реже квартового объёма, с характерным повтором звуков одной и той же высоты либо строящиеся в виде нисходящего, поступенного, как бы "сползающего" звукоряда. Объём звукоряда иногда расширяется до октавы и более (гл. обр. в напевах Центр. Австралии). Для песенных напевов типичны традиционные ритмич. формулы, выработанные в процессе отбивания ритма при исполнении песен, сопровождающих пляски. Ритмика нек-рых напевов, связанных с охотничьими обрядовыми плясками, - своего рода подражание прыжкам кенгуру, а также движениям других животных.
Для хор. пения характерны часто повторяемые октавные, иногда квартовые и квинтовые удвоения напева, как бы "утолщающие" мелодию, в чём нек-рые совр. исследователи усматривают зачатки многоголосия. Наибольшее развитие получили выразительные средства вокальной А. м., для к-рой характерна не столько мелодич. интервалика, сколько многообразно варьируемые оттенки звучания. Различаются 2 осн. вида такого варьирования: 1) сопоставление в одном и том же регистре, в среднем его диапазоне, разл. оттенков речевых интонаций, мало контрастных по степени и напряжённости; 2) противопоставление в двух разных регистрах звуков разл. силы и напряжённости: в высоком регистре - напряжённых и резких, в среднем и низком - мягких, негромких, как бы полуразговорных. В высоком регистре напев с призывными интонациями начинается резко напряжённым звучанием, а его начальный, самый высокий звук - с характерным сильным акцентом. В нек-рых напевах такому начальному звуку предшествует своеобразный мелодич. ход-разбег, образуемый короткой восходящей мелодией из секунды, терции и незаполненной кварты. В А. м. существует определённая связь между содержанием песен и их ладовой структурой. Различен ладовый "строй" у напевов охотничьих песен, корробори, обрядовых, в т. ч. песен-заклинаний, а также любовных и др.




Ссылка на выделенный текст