Арфа

(итал. аrра, франц. harpe, нем. Harfe, англ. harp) — щипковый многострун. инструмент. Ранние изображения А. относятся к 3-му тысячелетию до н. э. В своём простейшем виде А. встречается почти у всех народов мира. Известны A.: египетские, финикийские, палестинские, греческие, турецкие, римские и др. В начале н. э. А. была излюбленным инструментом ирл. и шотл. бардов, в ср. века — трубадуров и миннезингеров. Среди народов СССР А. распространена с древнейших времён: груз. — чанги, абх. — аюмаа, осет. — дуадастанон, манси — тор-сапль-юх и др. Первые образцы хроматич. арф появились в 16 в. Ок. 1720 баварский мастер Г. Хохбруккер построил хроматич. А. с педально-крючковым механизмом для перестройки струн, к-рая прочно вошла в музыкальную практику.

Совр. педальная А. "двойного действия" изобретена С. Эраром во Франции ок. 1810. Представляет собой большую деревянную раму треугольной формы с изогнутой верхней стороной, внутри к-рой по вертикали натянуты струны разной длины и настройки. Одним концом они закрепляются на деке (плоской верхней части резонаторного корпуса), другим наматываются на колки в верхней (изогнутой) части инструмента, несущей на себе также диски педального механизма. Система рычагов, размещённых в колонне (на противоположной исполнителю стороне A.), соединяет последние с педалями, вмонтированными в дерев. основание-пьедестал. Каждая из педалей, перемещаясь в трёх позициях, приводит диски в движение. Они укорачивают рабочую длину струны с таким расчётом, чтобы её звучание повышалось на полтона (при нажатии педали до половины) или на тон (при полном нажатии педали). 7 педалей — по числу ступеней диатонич. гаммы — воздействуют на одноим. струны звукоряда А. одновременно во всех его октавах. Это позволяет перестраивать А. во все мажорные и минорные тональности.

Осн. строй А. диатонический — Ces-dur. Струн обычно 44, от D до f, часто добавляются нижнее С и верхнее g, очень редко ещё одна-две струны. Крайние струны (С и D внизу, е и f наверху) не имеют механики. 10-11 нижних струн металлические, обвитые, остальные жильные. Для удобства ориентировки исполнителя все струны "до" выкрашены в красный цвет, "фа" — в синий. Диапазон А. с 46 струнами С1 — g4. Тембр А. нежный, серебристый, техника игры разнообразна (аккорды, глиссандо, арпеджио, пассажи, флажолеты, игра у деки, тушение лишних звуков), однако она менее приспособлена для передачи мелодии.

Наиболее известные фирмы A.: "Эрар" (Франция), "Морли" (Англия), "Лайон энд Хили" (США). В СССР А. выпускаются Ленингр. фабрикой им. Луначарского. А. применяется как сольный, ансамблевый и орк. инструмент. Сочинения для А. 16-17 вв. близки к произв. для клавишных и щипковых инструментов; специфич. особенности А. находят отражение в музыке для этого инструмента лишь с 18 в. В оркестр А. была введена К. Монтеверди ("Орфей", 1607), Г. Ф. Генделем ("Юлий Цезарь", 1724) и К. В. Глюком ("Орфей и Эвридика", 1762). Как сольный инструмент популярность приобрела в 18-19 вв. В 19 в. более всего использовалась в оперно-балетном оркестре, с конца века входит в орк. состав крупных симфонич. произведений. Сольные произведения для А. писали И. С. Бах, Ф. Э. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, М. И. Глинка, Л. Шпор, К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, А. Казелла и др.

Сочинения для А. или для А. и др. солирующих инструментов с орк. созданы в 20 в. P. M. Глиэром, С. Н. Василенко, Э. Кшенеком, А. Жоливе, Э. Вила Лобосом, П. Хиндемитом.

Крупнейшие зарубежные арфисты Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Алварс, Ф. Й. Дизи, М. Гранжани, К. Сальседо, Н. Сабалета, отечественные — А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, А. И. Слепушкин, Н. И. Амосов, К. А. Эрдели, В. Г. Дулова, Е. А. Синицына, О. Г. Эрдели.

Литература: Поломаренко И., Арфа в прошлом и настоящем, M.-Л., 1939; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950; перераб. изд., М., 1962; Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 4, М., 1953; Доброхотова В. Б. и Доброхотов Б. В., Вступительная статья (к хрестоматии) "Сонаты, вариации и фантазии для арфы (Арфовая классика)", вып. 1, М., 1964; Язвинская Е., Арфа, М., 1968; Flood Grattan W. H., The story of the harp, L., 1905; Grossi M. V., L'arpa e il suo meccanismo, Bologna, 1911; Ruta R., Storia dйll'arpa, Aversa, 1911; Вagatti В., Аrра e arpisti, Piacenza, 1932; Rensсh R., The harp, N. Y., 1950; Tournier M., La harpe, P.-Brьssel, 1959; Кuntz H., Die Instrumentation. Ein Hand- und Lehrbuch, Tl XI — Harfe, Lpz., 1960; Schirinzi A. N., L'arpa, storia di un antico strumento, Mil., 1961; Heinrich Е., Die Harfe in der Kammermusik des 20. Jahrh., Deutsches Jahrbuch der Musikwissenschaft, X (JbP, LVII), 1965.

С. Я. Левин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. арфа — -ы, ж. Щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами. ◊ - эолова арфа [нем. Harfe] Малый академический словарь
  2. Арфа — (нем. Harfe) щипковый инструмент древнего происхождения. Современная А. имеет 46 струн (настроены диатонически в до-бемоль мажоре), натянутых вертикально на раме с резонатором. Большая советская энциклопедия
  3. Арфа — Арфа см. Музыкальные инструменты. Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. арфа — ’арфа (Пс.136:2) — струнный музыкальный инструмент, который в других местах обозначается также словами «гусли», «цитра» или «псалтирь». (см. музыка) Библейский словарь Вихлянцева
  5. арфа — А́рф/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. арфа — орф. арфа, -ы Орфографический словарь Лопатина
  7. арфа — • Волшебная (Пальмин). • Вещая (Чюмина). • Золотая ( Козлова, К. Р). • Певучая (Брюсов, Лохвицкая). • Тихострунная (Подолинский). Словарь литературных эпитетов
  8. арфа — АРФА -ы; ж. [нем. Harfe]. Щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами. ◊ Эолова арфа (см. Эолов). Толковый словарь Кузнецова
  9. арфа — АРФА ж. стоячие гусли; музыкальное струнное орудие треугольником, с ножкою на долгом углу; объем арфы в шесть октав, для полутонов есть подножки; струны (металлические и кишечные) перебирают пальцами. Арфные, арфовые звуки. Арфичные ноты. Арфист... Толковый словарь Даля
  10. Арфа — Музыкальный инструмент, струны которого приводятся в движение пальцами. Он имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. арфа — арфа ж. Музыкальный щипковый инструмент, представляющий собою вертикально поставленную треугольную раму с натянутыми на ней струнами, с резонатором и педалями. Толковый словарь Ефремовой
  12. арфа — ’АРФА, арфы, ·жен. (от ·лат. harpa) (муз.). Музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами, которые перебираются пальцами. • Эолова арфа (спец.) — ящик с натянутыми струнами, которые мелодично звучат от действия ветра. Толковый словарь Ушакова
  13. арфа — а́рфа ж., из нем. Harfe, откуда также польск. arfa – то же; см. Корбут 437; Преобр. 1, 8. •• [С 1698г.; см. Фогараши, "Studia Slavica", 4, 1958, стр. 64. – Т.] Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. арфа — Арфы, ж. [от латин. harpa] (муз.). Музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами, к-рые перебираются пальцами. І Эолова арфа (спец.) – ящик с натянутыми струнами, к-рые мелодично звучат от действия ветра. Большой словарь иностранных слов
  15. АРФА — АРФА (от нем. Harfe) — многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения — в 3-м тыс. до н. э. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С. Эраром (S. Erard) во Франции. Большой энциклопедический словарь
  16. арфа — АРФА, ы, ж. Щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми внутри неё струнами. Играть на арфе. | прил. арфовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова