Альтерация
(от позднелат. alteratio — изменение) –
1) Повышение или понижение ступени осн. звукоряда без изменения её назв. Знаки А.: (диез, повышение на полутон), (бемоль, понижение на полутон), (дубль-диез, повышение на тон), (дубль-бемоль, понижение на тон). Знаки тройного повышения и понижения не применяются (исключение — в "Сказании о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова, цифра 220). Знаки А., стоящие в начале нотной строки при ключе (ключевые), действуют во всех октавах до тех пор, пока они не меняются. Знаки А. перед нотой (случайные) действительны лишь в одной октаве в пределах данного такта. Отказ от А. обозначается знаком (бекар); знаки , и устарели, и в случаях, когда за звуком, повышенным на тон, следует тот же звук, повышенный на полтона, или за звуком, пониженным на тон, — тот же звук, пониженный на полтона, после пишут не , a , и соответственно после не , a .
Первоначально понятие А. возникло в связи с двояким начертанием звука В, встречавшимся уже в 10 в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или "мягкая", франц. -mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным - более высокая ("квадратная", франц. саrre, отсюда бекар); знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара. На рубеже 17-18 вв. случайные и стали действовать до конца такта (прежде они сохраняли силу лишь при повторении той же ноты), были введены двойные знаки А. В совр. музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков А. часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять). В додекафонной музыке знаки А. обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой (за исключением повторяющихся в пределах такта); двойные знаки не применяются.
2) В учении о гармонии А. обычно понимается как хроматич. видоизменение осн. неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым (к звукам тонич. трезвучия). Напр., в C-dur:
Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, к-рая располагается полутоном выше одного из звуков тонич. трезвучия. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину):
В др. трактовке под А. понимается вообще всякое хроматич. видоизменение диатонич. аккорда независимо от того, направлен ли хроматич. ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Напр., в C-dur, c-e-ges — альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e — трезвучия VI ступени.
3) В мензуральной нотации А. — удвоение второй из двух равных нотных длительностей (напр., второй из двух семибревис) при превращении двухдольного метра в трёхдольный; || в двухдольном метре (в совр. ритмич. записи) превращаются в || в трёхдольном.
Литература: Тюлин Ю., Учение о гармонии, ч. I, Л., 1937, М., 1966; Аэрова Ф., Ладова альтерация, К., 1962; Берков В., Гармония, ч. 2, М., 1964, (все 3 чч. в одном томе) М., 1970; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1968; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien..., Bd 1, В.-Stuttg., 1906; Schцnberg A., Harmonlelehre, Lpz.-W., 1911, W., 1949; Riemann H., Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre, Lpz., 1913; Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern, 1920; Erpf H., Studien zur Harmonie- und Klangtechnik der neueren Musik, Lpz., 1927.
Ю. Н. Холопов.
Значения в других словарях
- альтерация — -и, ж. муз. Повышение или понижение звука на полутон или тон. [От лат. alteratio — изменение] Малый академический словарь
- Альтерация — I Альтера́ция (от позднелат. alteratio — изменение) в биологии, изменения структуры и функции клеток, тканей и органов под влиянием повреждающих воздействий (механических, тепловых, электрических, химических и др.). Большая советская энциклопедия
- альтерация — АЛЬТЕРАЦИЯ, АЛТЕРАЦИЯ и, ж. altération f, пол. alteracyja <�лат. alteratio. 1200. Лексис. 1. Изменение, перемена (обычно в дурную сторону, нарушение, расстройство). Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка
- альтерация — Альтер/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
- альтерация — орф. альтерация, -и (муз., биол.) Орфографический словарь Лопатина
- Альтерация — (alteratio; лат. изменение, от altero, alteratum изменять, делать иным) общее название структурных изменений клеток, тканей и органов, сопровождаемых нарушением их жизнедеятельности. Альтерация аллергическая (a. allergica) —... Медицинская энциклопедия
- альтерация — АЛЬТЕРАЦИЯ [тэ], -и; ж. [от лат. alteratio — изменение]. Муз. Повышение или понижение звука на полутон или тон. Толковый словарь Кузнецова
- альтерация — альтерация ж. Повышение или понижение музыкального звука на полутон или тон (в музыке). Толковый словарь Ефремовой
- альтерация — АЛЬТЕР’АЦИЯ, альтерации, ·жен. (·лат. alteratio — изменение) (муз.). Повышение или понижение тона на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности. Бемоль, бекар и диез — знаки альтерации. Толковый словарь Ушакова
- альтерация — Альтерации, ж. [латин. alteratio – изменение] (муз.). Повышение или понижение тона на полтона или тон в пределах какой-н. тональности. Бемоль, бекар и диез – знаки альтерации. Большой словарь иностранных слов
- АЛЬТЕРАЦИЯ — АЛЬТЕРАЦИЯ (от средневекового лат. alteratio — изменение) — в музыке — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак отмены альтерации — бекар. Большой энциклопедический словарь
- Альтерация — (Altération, alterirte Intervale, alterirte Accorde), от латинского слова alter — другой; музыкальный термин, обозначающий изменение интервала вследствие хроматического повышения или понижения его нот, при чем интервал становится шире или уже... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона