Альт

(нем. Alt, итал. alto, от лат. altus — высокий).

1) Второй по высоте голос в музыке четырёхголосного склада. В этом значении термин "А." стал применяться с 15 в. Ранее в трёхголосном изложении голос, звучавший выше, а иногда и ниже тенора, назывался контратенором. С переходом к 4-голосию стали различать контратенор-альт и контратенор-бас, позднее именовавшиеся просто альтом и басом. В ранних четырёхголосных сочинениях a cappella (конец 15 в.) партия альта исполнялась мужчинами. В трёхголосных хор. партитурах и в более поздние эпохи (16-17 вв.) партию альта иногда поручали I тенорам.

2) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая низкими детскими или низкими женскими голосами (меццо-сопрано, контральто). С конца 18 в. в оперных хор. партитурах в Италии, а позднее и во Франции ("Гранд-Опера", "Опера лирик") партия низкого жен. голоса получает наименование меццо-сопрано, или среднее сопрано. С этого времени партии в однородных жен. хорах стали носить назв. жен. голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто. В вок.-симф. сочинениях (за исключением Реквиема Берлиоза, Stabat mater Россини и др.) и в хорах a cappella сохранилось старое наименование — альт.

3) В странах нем. языка название контральто.

4) Низкие детские голоса. Вначале так называли голоса мальчиков, певших партию А. в хоре, позднее — всякий низкий детский певческий голос (как мальчиков, так и девочек), диапазон его — (g)a — es2(e2).

5) Смычковый инструмент (итал. viola, франц. alto, нем. Bratsche) скрипичного семейства, занимающий промежуточное положение между скрипкой и виолончелью. По размерам неск. больше скрипки (длина корпуса ок. 410 мм; старинные мастера изготовляли альты длиной до 460-470 мм; в 19 Б. получили распространение А. меньшего размера — длиной 380-390 мм; в противовес увлечению ими Г. Риттер и позднее Л. Тертис разработали более крупные модели, всё же не достигающие размеров классич. А.). Строй А. на квинту ниже скрипичного (с, g, d1, а1); партия А. йотируется в альтовом и скрипичном ключах. Предполагают, что А.- самый ранний из инструментов скрипичной группы (появился в конце 15 — нач. 16 вв.). Звук А. отличается от скрипичного густотой, контральтовым оттенком в нижнем регистре и несколько носовым "гобойным" тембром в верхнем. Исполнять на А. быстрые технич. пассажи труднее, чем на скрипке. А. применяется в кам. инстр. ансамблях (неизменно входит в состав смычкового квартета), симф. оркестрах, реже как сольный конц. инструмент. Конц. пьесы для А. стали появляться уже в 18 в. (конц. симфония для скрипки и альта с орк. В. А. Моцарта, концерты Я. Стамица братьев К. и А. Стамиц, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, И. К. Ф. Баха, М. Гайдна, А. Роллы, вариации для скрипки и альта И. Е. Хандошкина и др.). Сонату для A. написал М. И. Глинка. В 20 в. концерты и сонаты для А. создали Б. Барток, П. Хиндемит, У. Уолтон, С. Форсайт, А. Бакс, А. Блисс, Д. Мийо, А. Онеггер, B. Н. Крюков, Б. И. Зейдман, Р. С. Бунин и др.; имеются конц. пьесы для А. и в др. жанрах. Выдающиеся альтисты: К. Уран (Франция), О. Недбал (Чехия), П. Хиндемит (Германия), Л. Тертис (Англия), У. Примроз (США), В. Р. Бакалейников (Россия), В. В. Борисовский (СССР). В качестве альтистов иногда выступали и нек-рые виднейшие скрипачи — Н. Паганини, из сов. скрипачей — Д. Ф. Ойстрах.

6) Альтовые разновидности нек-рых орк. духовых инструментов — флюгельгорнов (А., или альтгорн) и саксгорнов, кларнета (бассетгорн), гобоя (альтовый гобой, или англ. рожок), тромбона (альтовый тромбон).

7) Альтовая разновидность домры.

Литература: Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Гринберг М. М., Русская альтовая литература, М., 1967; Straeten E. van der, The viola, "The Strad", XXIII,1912; Сlarke R., The history of the viola in Quartet writing, "ML", IV,1923, No 1; AltmannW., Borislowsky W., Literaturverzeichnis fьr Bratsche und Viola d'amore, Wolfenbьttel, 1937; Thоurs B. and Shore В., The viola, L., 1946; Zeyringer Fr., Literatur fьr Viola, Kassel, 1963, Ergдnzungsband, 1965, Kassel, 1966.

И. Г. Лицвенко, Л. Я. Раабен.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. альт — -а, мн. альты, м. 1. Низкий детский голос. У Евсея оказался альт, учитель взял его в церковный хор. М. Горький, Жизнь ненужного человека. || Мальчик-певец с таким голосом. Из-за ученических столов с шумом выползают дисканты и альты. Чехов, Певчие. Малый академический словарь
  2. Альт — (итал. alto, от лат. altus — высокий) 1) партия в хоре или вокальном ансамбле, исполняемая низкими детскими или низкими женскими (меццо-сопрано, контральто) голосами. Звучит и нотируется в партитуре выше тенора, отсюда и название. Большая советская энциклопедия
  3. альт — (иноск.) — альтист, поющий альтом, (собств.) второй голос (вторая скрипка) Ср. Я — бывало, альт запьет, на альте играю; гобой под арестом — в гобой дую; корнет-а-пистон хворает, кто его может заменить? Сучков. М. Горький. Коновалов. Ср. Alto (ит. Фразеологический словарь Михельсона
  4. альт — АЛЬТ halte f. 1. Остановка, привал, роздых. Турецкая кавалерия, нас беспрестанно окружала, по чему должно было частые гальты делать, и жадных на неприятеля солдат удерживать. Спб. вед. 3. 9. 1739. // Ломоносов 1891 1 81. Словарь галлицизмов русского языка
  5. альт — см. >> голос Словарь синонимов Абрамова
  6. альт — Альт/. Морфемно-орфографический словарь
  7. альт — орф. альт, -а и -а, мн. -ы, -ов Орфографический словарь Лопатина
  8. альт — • Звонкий (Потапенко). • Красивый (Сургучев). • Металлический (Горький). • Чистый (Городецкий). Словарь литературных эпитетов
  9. альт — АЛЬТ -а; мн. альты, -ов; м. [от лат. altus — высокий (т.е. выше тенора)]. 1. Низкий детский или женский голос. // Певец (обычно мальчик) или певица с таким голосом. 2. Партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами. Толковый словарь Кузнецова
  10. альт — АЛЬТ м. итал. голос между дискантом и тенором; низкий женский голос; || род скрыпки, вторы, альтовка ж.; она поболее скрыпки, с убавкой тонкой струны и с прибавкою баска. Альтовый ключ, нотный, между дискантовым и басовым. Толковый словарь Даля
  11. альт — альт I м. 1. Низкий женский или детский голос. 2. Партия вокального ансамбля, исполняемая такими голосами. II м. и ж. разг. Певец или — реже — певица с альтовым альтовый I 2. голосом. III... Толковый словарь Ефремовой
  12. альт — АЛЬТ, альта — альта, мн. альты (альта ·прост.), ·муж. (·итал. alto, ·букв. высокий) (муз.). 1. Низкий женский или детский голос (в пении). | Поющий в хоре альтом. 2. Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки. Толковый словарь Ушакова
  13. альт — I "голос альт", из ит. alto или нем. Alt – то же, или же из франц. alto (XVIII в.), заимствованного из того же источника,- – лат. cantus altus; см. Доза. II "музыкальный инструмент" (напр., у Крылова), из ит. alto, откуда франц. alto – то же. Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. альт — Альта – альта, мн. альты (альта простореч.), м. [ит. alto, букв. высокий] (муз.). 1. Низкий женский или детский голос (в пении). || Поющий в хоре альтом. 2. Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки. Большой словарь иностранных слов
  15. АЛЬТ — АЛЬТ (Alt) Герман (1889-1954) — немецкий механик и инженер, один из основоположников геометрического метода синтеза механизмов. Основные труды посвящены теории машин и механизмов. В кон. Большой энциклопедический словарь
  16. альт — АЛЬТ, а, мн. ы, ов, м. 1. Низкий женский или детский голос (у мальчика). 2. Певец-мальчик с таким голосом. 3. Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки. А. скрипичный. 4. Медный духовой оркестровый инструмент. | прил. альтовый, ая, ое (к 1, 3 и 4 знач.). Толковый словарь Ожегова