Высота звука

Одно из осн. качеств муз. звука. Понятие В. з. связано с перенесением на музыку пространственных представлений. В. з. составляет форму восприятия человеком частоты колебаний звучащего тела и находится в прямой зависимости от неё — чем больше частота, тем выше звук, и наоборот. Восприятие В. з. зависит от физиологич. особенностей органа слуха. Для ясного восприятия высоты звук должен иметь гармонический или близкий к нему спектр (обертоны должны располагаться по т.н. натуральному звукоряду) и минимум шумовых призвуков; при отсутствии гармоничности (в звуках ксилофона, колоколов и др.) или при шумовом спектре (барабаны, там-там и т.п.) В. з. становится менее ясной или совсем не воспринимается. Звук должен быть достаточно продолжительным — в среднем регистре, напр., не короче 0,015 сек. На восприятие В. з. влияют также громкость звука, наличие или отсутствие вибрато, атака звука (форма динамич. изменений начала звука) и др. факторы. В муз. психологии отмечают две стороны звуковысотного восприятия: интервальную, связанную с отношениями частот звуков, и тембровую, характеризующуюся ощущением изменения окраски звука — просветлением при повышении и потемнением при понижении. Интервальный компонент воспринимается в пределах от 16 гц (С2) и до 4000-4500 гц (примерно с5 — d5), тембровый — от 16 гц до 18 000-19 000 гц. За нижним пределом находится область инфразвуков, где ухо человека вообще не воспринимает колебательные движения как звук. Чувствительность слуха к небольшим изменениям В. з., характеризуемая порогом различения В. з., наиболее высока в диапазоне малая — 3-я октава; в крайних регистрах звуковысотная чувствительность снижается. По особенностям восприятия В. з. различают несколько типов звуковысотного слуха (см. Слух музыкальный): абсолютный (в т.ч. — тональный), относительный, или интервальный, а также интонационный. Как показали исследования сов. муз. акустика Н. А. Гарбузова, звуковысотный слух обладает зонной природой (см. Зона).

В муз. практике В. з. обозначается нотными, буквенными и числовыми знаками (см. Алфавит музыкальный), в акустике измеряется в герцах (число колебаний в сек.); в качестве мельчайшей единицы измерения В. з. применяется цент (сотая часть темперированного полутона).

Литература: Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; Музыкальная акустика, Уч. пособие под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954. См. также лит. при ст. Акустика музыкальная.

Е. В. Назайкинский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВЫСОТА ЗВУКА — Качество звука, определяемое человеком субъективно на слух и зависящее в осн. от частоты звука. С ростом частоты В. з. увеличивается (т. е. звук становится «выше»), с уменьшением частоты — понижается. В небольших пределах В. з. изменяется также в зависимости от громкости звука и от его тембра. Физический энциклопедический словарь
  2. Высота звука — Качество Звука, определяемое человеком субъективно на слух и зависящее в основном от его частоты, т. е. от числа колебаний в секунду. С ростом частоты В. з. повышается. В небольших пределах В. з. изменяется также в зависимости от громкости звука (См. Большая советская энциклопедия
  3. высота звука — Особенность звука, которая определяется числом колебаний в единицу времени. Для гласного [о] высота равна 400 гц, для [a]- 800 гц. В речи высота зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну и поэтому являются более сильными. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  4. ВЫСОТА ЗВУКА — (англ. pitch) — субъективная характеристика восприятия звуков, психофизически определяемая их частотой (числом колебаний в единицу времени); эта количественная характеристика слухового ощущения позволяет расположить звуки от низких к высоким. Единица В. з. — мел. См. СЛУХ, Тембр. Большой психологический словарь
  5. ВЫСОТА ЗВУКА — ВЫСОТА ЗВУКА — качество звука, форма восприятия человеком частоты колебаний звучащего тела. С ростом частоты высота звука увеличивается. Большой энциклопедический словарь