Тембр

(франц. timbre, англ. timbre, нем. Klangfarbe) — окраска звука; один из признаков муз. звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью), по к-рому различают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами, штрихами. Т. определяется материалом, из к-рого изготовлен источник звука — вибратор муз. инструмента, и его формой (струны, стержни, пластинки и пр.), а также резонатором (деки рояля, скрипки, раструб трубы и т. п.); на Т. влияет акустика помещения — частотные характеристики поглощающих, отражающих поверхностей, реверберация и др. Т. характеризуется количеством обертонов в составе звука, их соотношением по высоте, громкости, шумовыми призвуками, начальным моментом возникновения звука — атакой (резкой, плавной, мягкой), формантами — областями усиленных частичных тонов в спектре звука, вибрато и др. факторами. Т. зависит также от суммарной громкости звука, от регистра — высокого или низкого, от биений между звуками. Слушатель характеризует Т. гл. обр. с помощью ассоциативных представлений — сравнивает это качество звука со своими зрительными, осязательными, вкусовыми и т. п. впечатлениями от разл. предметов, явлений и их соотношений (звуки яркие, блестящие, тусклые, матовые, тёплые, холодные, глубокие, полные, резкие, мягкие, насыщенные, сочные, металлические, стеклянные и т. п.); реже применяются собственно слуховые определения (звонкие, глухие). Т. сильно влияет на звуковысотную интонац. определённость звука (звуки низкого регистра с малым количеством обертонов в отношении высоты часто представляются расплывчатыми), на способность звука распространяться в помещении (влияние формант), на разборчивость гласных и согласных в вокальном исполнении.

Научно обоснованная типология Т. муз. звуков ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу, т. е. при восприятии звуков одному и тому же типичному Т., напр. Т. скрипки, соответствует целая группа незначительно отличающихся по составу звуков (см. Зона). Т. — важное средство муз. выразительности. При помощи Т. можно выделить тот или иной компонент муз. целого — мелодию, бас, аккорд, придать этому компоненту характерность, особый функциональный смысл в целом, отделить фразы или части друг от друга — усилить или ослабить контрасты, подчеркнуть сходства или различия в процессе развития произв.; композиторы используют сочетания Т. (тембровая гармония), смены, движение, развитие Т. (тембровая драматургия). Продолжаются поиски новых Т., их сочетаний (в оргбне, оркестре), создаются электромузыкальные инструменты, а также синтезаторы звуков, позволяющие получать новые Т. Особым направлением в использовании Т. стала сонористика.

Феномен натурального звукоряда как одно из физико-акустич. оснований Т. оказал сильное влияние на развитие гармонии как средства муз. выразительности; в свою очередь, в 20 в. заметна тенденция средствами гармонии усиливать тембровую сторону звучания (разл. параллелизмы, напр., мажорными трезвучиями, пласты фактуры, кластеры, моделирование звучания колоколов и т. п.). Теория музыки с целью объяснения ряда особенностей организации муз. языка неоднократно обращалась к Т. С Т. в той или иной мере связаны поиски муз. строев (Пифагор, Д. Царлино, А. Веркмейстер и др.), объяснения ладово-гармонической и ладофункциональной системы музыки (Ж. Ф. Рамо, X. Риман, Ф. Геварт, Г. Л. Катуар, П. Хиндемит и др. исследователи).

Литература: Гарбузов H. A., Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: Сборник работ комиссии по музыкальной акустике. Труды ГИМНа, вып. 1, М., 1925; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; Tеплов Б. М., Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947, в его кн.: Проблемы индивидуальных различий. (Избр. работы), М., 1961; Музыкальная акустика, под общ. ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Агарков О. М., Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке, М., 1956; Hазайкинский Е., Paгс Ю., Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Paгс Ю., Вибрато и восприятие высоты, в кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Шерман Н. С., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964; Mазель Л. A., Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений, (ч. 1), Элементы музыки и методика анализа малых форм, М, 1967, Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып 1, M., 1970; Рудаков Е., О регистрах певческого голоса и переходах к прикрытым звукам, там же; Назайкинский Е. В., О психологии музыкального восприятия, М., 1972, Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. — Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Меуеr Е., Buсhmann G., Die Klangspektren der Musikinstrumente, B., 1931; The vibrato, Iowa city, 1932 (Studies in the psychology of music, v. 1); Trendelenburg F., Klдnge und Gerдusche, В., 1935.

Ю. Н. Рагс.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тембр — (франц. timbre) качество звука (его «окраска», «характер»), которое позволяет различать звуки одной и той же высоты, исполняемые на различных инструментах или различными голосами. Большая советская энциклопедия
  2. тембр — -а, м. Качество, окраска звука, по которому различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. У него был небольшой тихий тенор, необыкновенно приятного тембра, чистый, светло-серебристый. Скиталец, Огарки. Малый академический словарь
  3. тембр — орф. тембр, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. тембр — Тембр/. Морфемно-орфографический словарь
  5. тембр — (фр. timbre). Особое качество звука, звуковая окраска, характерная для того или иного голоса. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  6. тембр — I. ТЕМБР (буффовыя арии II. ТЕМБР а, м. timbre m. 1. Характерная окраска звука (голоса или инструмента), отличающая звуки одинаковой силы, высоты и длительности друг от друга. БАС-1. ♦ Тембр голоса, инструмента. Ты ничего не пишешь о твоем пении. Словарь галлицизмов русского языка
  7. тембр — (франц. timbre). 1 (тембр звука). Качество звука, зависящее от соотношения по высоте и силе основного тона с добавочными. 2 (тембр голоса). Звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента). Сопрано, контральто, тенор, баритон, бас. 3 (тембр речи) см. интонация. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  8. Тембр — (франц. timbre) индивидуальная особенность голоса, обусловленная присоединением добавочных обертонов к основному тону издаваемого звука. Медицинская энциклопедия
  9. ТЕМБР — (англ. timbre) — воспринимаемое качество («окраска») звука, связанное с распределением энергии его спектра вдоль частотной оси. Понятие... Большой психологический словарь
  10. тембр — ТЕМБР [тэ], -а; м. [франц. timbre] Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами, призвуками, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. Приятный, низкий т. Различные тембры. Т. голоса, инструмента. ◁ Тембровый, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  11. тембр — ТЕМБР [тэ], а, м. Характерная окраска звука (у голоса, инструмента), сообщаемая ему обертонами, призвуками. Т. баяна. Приятный т. голоса. | прил. тембровый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  12. тембр — Тембра, м. [фр. timbre]. Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Большой словарь иностранных слов
  13. ТЕМБР — ТЕМБР (франц. timbre) — .. 1) в фонетике — окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука... 2) В музыке — качество звука (его окраска) — позволяющее различать звуки одинаковой высоты... Большой энциклопедический словарь
  14. тембр — тембр м. Характерная окраска звука (голоса или инструмента). Толковый словарь Ефремовой
  15. тембр — [тэмбр], тембра, ·муж. (·франц. timbre). Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий тембр. Резкий тембр. Виолончельный, скрипичный тембр. Гласные звуки речи отличаются между собой по способу образования и по тембру. Толковый словарь Ушакова
  16. Тембр — в музыке происходящий от формы колебаний (см.) — своеобразная, характерная звучность того или другого инструмента или человеческого голоса, употребляемых для исполнения музыки. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона