Такт

(нем. Takt, от лат. tactus — прикосновение) — с 17 в. осн. единица метра в музыке, отрезок муз. произведения, начинающийся с сильного метрич. акцента. В нотном письме Т. выделяются стоящими перед этими акцентами вертикальными линиями — тактовыми чертами. Исторически Т. происходит от сопровождающих нар. музыку плясового характера равномерных ударов, промежутки между к-рыми близки междуударным интервалам нормального пульса, с наибольшей точностью оцениваемым по величине непосредственным восприятием. В мензуральной музыке такое примитивное "отбивание Т." давало естеств. меру нотных длительностей (лат. mensura, отсюда итал. misura и франц. mesure, означающие Т.). В ars antiqua этой мере соответствовала longa; позднее в связи с введением в полифонич. музыку более мелких нотных длительностей, абсолютная величина к-рых увеличивалась, роль единицы измерения переходит к brevis; в 16 в., когда входит в употребление термин tactus, он приравнивается к нормальной величине semibrevis. T. к. увеличения и уменьшения ("пропорции") могли изменять длительность нот по сравнению с их нормальной величиной (integer valor), то наряду с T. alla semibreve существовали T. alla breve (вследствие уменьшения вдвое brevis приравнивалась к нормальной величине semibrevis) и alla minima (при увеличении вдвое). В 17 в., когда формируется Т. в совр. смысле, semibrevis, ставшая "целой нотой", остаётся единицей, соответствующей величине нормального Т.; дальнейшее увеличение её длительности, однако, связано с растягиванием самого Т., к-рый теряет значение определ. меры времени. Новый Т. обычно делится более слабыми ударениями на доли (в типичном случае на 4) или счётные времена (нем. Zдhlzeiten), в среднем приблизительно соответствующие по длительности мензуральным Т., но б. ч. обозначаемые как четверти целой ноты (=semiminima).

Превращение Т. из счётной единицы в группу счётных единиц (Gruppentakt, по терминологии Г. Шюнемана) и смена мензуральной нотации современной ознаменовали возникновение новой ритмики, что было связано с отделением музыки от смежных иск-в, развитием инстр. музыки и инстр. сопровождения в вок. музыке и коренным изменением муз. языка. Ср.-век. полифонич. мышление уступило место аккордовому, что нашло внеш. выражение в записи произв. в виде партитуры, вытеснившей в 17 в. старый способ записи отд. голосами, и в возникновении в том же 17 в. непрерывного аккомпанемента — basso continuo. В этом аккомпанементе наглядно обнаруживается характерное для новой музыки двойное членение; наряду с мелодич. членением появляется членение на отрезки, заполненные определ. гармонией, к-рые начинаются на сильных моментах, часто совпадающих с окончаниями частей мелодии. Эти акценты регулирует новый муз. метр — Т., к-рый не расчленяет музыку, а, подобно непрерывному басу, сочленяет её. Означающая метрич. границу тактовая черта (спорадически встречающаяся в орг. табулатурах с 14 в., но вошедшая во всеобщее употребление в 17 в.) указывает не остановку или паузу (как граница стиховой строки), а только метрич. акцент (т. е. нормальное место акцента, с к-рым, как и в стихах акцентного типа, реальный акцент может не совпадать). В отличие от всех видов стихового метра (как связанных с музыкой, так и отделённых от неё акцентных размеров, где число ударений всегда служит для определения меры стиха или строки), в специфически муз. метре норма относится только к акцентуации и не определяет величину фраз и периодов. Но метрич. акцентуация в музыке сложнее, чем в стихах: вместо простого противопоставления метрически ударных (сильных) и неударных (слабых) слогов Т. образуется последовательностью ударений, различных по силе. В 4-дольном Т. на 1-й доле стоит сильное ударение, на 3-й — относительно сильное, на 2-й и 4-й — слабые. Такая последовательность ударений может восприниматься независимо от того, действительно ли равны условно принимаемые за равные тактовые доли, или же это равенство нарушается всевозможными агогич. отклонениями, ускорениями, замедлениями, ферматами и т. п. Различия между долями выражаются не столько в абсолютной громкости, сколько в направлении её изменений: для сильных долей характерно преимуществ. сильное начало с последующим снижением громкости, для слабых долей — наоборот, возрастание громкости (и напряжения).

Акцентная схема Т. — это норма, с к-рой реальная акцентуация должна быть соотнесена, но к-рая может не реализоваться в звучании. Сохранению этой схемы в представлении способствует её простота, в частности чётное деление нотных величин. В основанной на соотношениях длительностей мензуральной ритмике предпочитаются сопоставления неравных величин (1 : 2), и поэтому бульшие нотные величины в их "совершенном" виде равны 3 меньшим. Растущее значение "несовершенного" деления нот на 2 равные части (начиная с 14 в.) позволяет считать эту эпоху переходной от ритмики модальной (см. Модус), или мензуральной в чистом виде, к тактовой, где все осн. нотные длительности образуются делением целой ноты на половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые и т. д. "Квадратное" 4-дольное строение, при к-ром четверти определяют темп музыки, характеризует осн. вид Т., "обычный размер" (англ. common time), обозначение к-рого (С) в мензуральной нотации указывало tempus imperfectum (brevis = 2 semibreves, в отличие от Такт, обозначавшего tempus реrfectum) и prolatio minor (отсутствие точки, в отличие от Такт. Рис. 1 и Такт. Рис. 2, указывало, что semibrevis равна 2, а не 3 minimae). Вертикальная черта через обозначение размера (Такт. Рис. 3), указывавшая на сокращение всех длительностей вдвое и приравнивавшая brevis к нормальной величине semibrevis, стала обозначать Т. alla breve, в к-ром при 4-дольном делении темповой единицей стала Такт. Рис. 4, а не Такт. Рис. 5. Такая темповая единица является осн. признаком не только "большого alla breve" (4/2), но и гораздо чаще встречающегося "малого alla breve" (2/2), т. е. 2-дольного Т., длительность к-рого равна уже не brevis, а целой ноте (как в размере С). Обозначения др. размеров Т. в виде дробей осн. размера также происходят от мензуральных обозначений пропорций, к-рые, однако, совершенно изменили своё значение. В мензуральной нотации пропорции меняют длительность нот, не изменяя величины Т. — единицы измерения времени; 3/2, напр., означает, что 3 ноты равны по длительности двум таким же нотам нормальной величины (в совр. нотации это обозначается триолью — Такт. Рис. 6 с той разницей, что мензуральное обозначение не имеет отношения к акцентуации и не выделяет 1-ю ноту группы в качестве сильной). Тактовое обозначение 3/2 по сравнению с Т. 2/2 (Такт. Рис. 3) не меняет значения нотных длительностей, но увеличивает Т. в полтора раза.

Как правило, в дроби, обозначающей размер Т., числитель указывает число долей, а знаменатель их нотную величину, но из этого правила имеются существ. исключения. По числу долей обычно различают Т. простые с одним сильным временем (2- и 3-дольные) и сложные, состоящие из двух или более простых, с гл. акцентом (сильным временем) в первом из них и второстепенными (относительно сильные времена) в остальных. Если эти части равны, Т. наз. симметричным (сложным — в более узком смысле), если неравны — несимметричным или смешанным. К сложным (симметрия.) Т. относят 4-, 6-, 9- и 12-дольные, к смешанным — 5-, 7-дольные и т. п. В этой классификации знаменатель тактового обозначения вообще не принимается во внимание, напр. к 3-дольным размерам причисляют T. 3/1, 3/2, 3/4, 3/8, 3/16. Различие, очевидно, заключается не в длительности тактовой доли (у Л. Бетховена за медленной частью в размере 3/8 может следовать быстрая часть в размере 3/4, где целый Т. короче восьмой предыдущего темпа), а в её весомости (чем мельче ноты, тем более лёгкими они представляются). В 18 в. выбор нотной величины для тактовой доли обычно ограничивался четвертью (tempo ordinario) и половинной (tempo alla breve); в обозначениях размера со знаменателем 8 числитель всегда делился на 3 (3/8, 6/8, 9/8, 12/8) и указывал не число осн. долей, определяющих темп, а их внутр. деление на 3 (вместо нормального чётного деления). Двудольность Т. 6/8 ясно выступает в сопоставлениях (одновременных или последовательных) с Т. 2/4: при сохранении того же темпа обычно Такт. Рис. 7; 9/8 и 12/8 — это 3- и 4-дольный Т. (в классич. музыке число долей в Т. не превышает 4). В размере 3/8 часто весь Т. (подобно мензуральному Т.) выступает в качестве темповой единицы и, т. о., он должен быть признан однодольным (на 3 его дирижируют, как правило, в медленных темпах, в к-рых дирижёрские жесты соответствуют не осн. долям, а их подразделениям). Те же числители при знаменателе 4 могут указывать триольное деление в tempo alla breve: 6/4 — это б. ч. не сложный Т., а простой 2-дольный, триольный вариант Такт. Рис. 3. 3/4 может быть как 3-дольным, так и однодольным: у Л. Бетховена в скорых темпах 1-й случай представлен в фуге из сонаты ор. 106 (Такт. Рис. 5 = 144), 2-й — в скерцо симфоний (Такт. Рис. 4. = от 96 до 132). Равенство Т. 3/4 и Такт. Рис. 3 в скерцо 3-й и 9-й симфоний Бетховена (Такт. Рис. 4. =Такт. Рис. 4 = 116) показывает, что Т. Такт. Рис. 3 также иногда мог пониматься как однодольный. Таким же образом применил обозначение Такт. Рис. 3 А. П. Бородин во II части 2-й симфонии; в партитуре под ред. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова оно заменено на 1/1. Однодольные и др. простые Т. часто группируются в "Т. высшего порядка" (иногда на это указывают ремарки композитора, напр. "ritmo a tre battute" в скерцо из 9-й симфонии Бетховена; см. ст. Метр).

В романтич. эпоху выбор нотных величин для тактовых долей становится разнообразнее. В последних сонатах Бетховена обозначения 13/16 и 9/16 указывают, что тактовой долей становится Такт. Рис. 8., а 6/16 и 12/32 во 2-м случае указывают, что в 3-дольном Т., где доли восьмые, триольное деление сменяется чётным (такое же изменение внутридолевой пульсации в 4-дольном Т. может быть обозначено как 8/8 после 12/8, напр. в "Прелюдах" Листа). Увеличивающееся разнообразие относится и к числу долей, к-рое уже не ограничивается четырьмя. 6/4 может стать настоящим сложным Т., состоящим как из двух 3-дольных частей, так и из трёх 2-дольных (с относительно сильными 3-й и 5-й долями; такие Т. встречаются у Ф. Листа, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского). Появляются также смешанные (несимметрич.) размеры: 5/4 (триольный вариант — 15/8, напр. в "Празднествах" Дебюсси), 7/4 и др. Но в тактовой метрике, для к-рой характерно деление на равные части, смешанные размеры — явление редкое. Иногда одиночные несимметрич. Т. вкраплены среди симметричных как их расширение или сокращение. Б. ч. смешанные Т. представляют собой объединение 2 Т. (достаточно сравнить 7/4 в "Данте-симфонии" Листа и чередование 3/4 и С в его же "Фауст-симфонии"). Т.о., смешанные Т. тяготеют к превращению во фразы, для к-рых тактовая черта служит обозначением границ, а не сильных долей. Такое деление на Т. часто применяется при записи в тактовой системе музыки, принадлежащей иным ритмич. системам, напр. рус. нар. песни ("народные Т." Сокальского), в темах, заимствованных композиторами из фольклора или стилизованных под него (5/4 у М. И. Глинки, 11/4 у Н. А. Римского-Корсакова, 9/8

Такт. Рис. 9

у него же в "Сказании о невидимом граде Китеже" и т. п.). Такие Т.-фразы могут быть по числу долей равны обычным простым или сложным симметрич. Т. (напр., 2/4 в финале 2-й симфонии Чайковского). За пределами рус. музыки примером может служить прелюдия Шопена c-moll, где каждый Т. есть фраза, в к-рой 1-я четверть не может рассматриваться как сильное время, а 3-я — как относительно сильное время.

Литература: Агарков О., Об адекватности восприятия музыкального метра, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; Xарлап M. Г., Тактовая система в музыкальной ритмике, в сб.: Проблемы музыкального ритма, М., 1978; Сhуbinski A., Zur Geschichte des Taktschiagens und des Kappelmeisteramtes in der Epoche der Mensuralmusik, "SIMG", 1908-1909, Jahrg. 10, H. 3; Schьnemann G., Geschichte des Dirigierens, Lpz., 1913; см. также лит. при ст. Метр, Метрика.

М. Г. Харлап.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Такт — I (французский tact или немецкий Takt, от лат. tactus — прикосновение, осязание, чувство) чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом. II в музыке, единица метра. Размер... Большая советская энциклопедия
  2. такт — 1) -а, м. 1. Метрическая музыкальная единица — музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный такт. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. Малый академический словарь
  3. ТАКТ — ТАКТ (от лат. tactus — прикосновение, осязание, чувство) — англ. tact; нем. Takt. Чувство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо; умение вести себя подобающим образом; соблюдение правил приличия. Социологический словарь
  4. такт — орф. такт, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. такт — 1. такт/¹ (ритм). 2. такт/² (чувство меры). Морфемно-орфографический словарь
  6. такт — 1) Французское – takt (норма поведения). Немецкое – Takt (музыкальный интервал). В русском языке слово «такт» в значении музыкального термина употребляется с XIX в. и заимствовано из западноевропейских языков, скорее всего, из французского или немецкого. Этимологический словарь Семёнова
  7. такт — Два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Тактовое членение фразы лежит в основе акцентного стиха... Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. такт — В такт — ритмично, следуя ритму чего-н. ► И в такт головами качали. Некрасов. Фразеологический словарь Волковой
  9. такт — ТАКТ а, м. tact m. , нем. Takt <�лат. tactus прикосновение, ощущение. Чувство меры, подсказывающее верный подход к кому-, чему-л, правильное понимание чего-л. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  10. такт — Единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. см. речевой такт, фонетическое слово. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  11. такт — Осторожность, выдержка, дисциплина, сноровка прот. != бестактность см. >> осторожность Словарь синонимов Абрамова
  12. такт — (иноск.) — сноровка в поступках; умение сказать или делать что кстати, прилично (намек на соблюдение такта, меры времени в музыке). Бестактность — отсутствие такта Ср. Иной городской голова полагает, что "такт" обязателен только для музыкантов. Фразеологический словарь Михельсона
  13. такт — [в музыке] сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? такта, чему? такту, (вижу) что? такт, чем? тактом, о чём? о такте; мн. что? такты; (нет) чего? тактов, чему? тактам, (вижу) что? такты, чем? тактами, о чём? о тактах [m2] [/m] музыка... Толковый словарь Дмитриева
  14. такт — ТАКТ — БЕСТАКТНОСТЬ Тактичный — бестактный тактично — бестактно тактичность — бестактность Такт в поведении — бестактность поведения. ○ Я вам только что говорил о такте, а вы сейчас же начинаете бестактность! Н. Лесков. Человек на часах. Словарь антонимов русского языка
  15. такт — ТАКТ 1. ТАКТ, -а; м. [нем. Takt от лат. tactus — прикосновение] 1. Метрическая музыкальная единица — музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный т. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. Толковый словарь Кузнецова
  16. такт — 1. ТАКТ1, а, м. 1. Метрическая музыкальная единица каждая из долей, обычно равных по длительности, на к-рые делится музыкальное произведение по числу метрических ударений в нём. Сбиться с такта. Толковый словарь Ожегова
  17. такт — ТАКТ, такта, ·муж. (·лат. tactus — прикосновение). 1. Метрическая единица музыкальной речи — каждая из мелких, равных по длительности частиц, на которые делится музыкальное произведение по числу метрических ударений в нем (муз.). Двудольный такт. Толковый словарь Ушакова
  18. такт — ТАКТ, см. такта. Также см. такта Толковый словарь Даля
  19. такт — I. такта, м. [латин. tactus – прикосновение]. 1. Метрическая единица музыкальной речи – каждая из мелких, равных по длительности частиц, на к-рые делится музыкальное произведение по числу метрических ударений в нем (муз.). Большой словарь иностранных слов
  20. ТАКТ — ТАКТ — специфическая форма и единица музыкального метра. В соответствии с типами метра различают простые (2- или 3-дольные) — сложные (4-, 6-, 9-, 12-дольные) — смешанные (напр., 5-дольные) такты. 1-я доля такта — сильная; в сложных тактах выделяют... Большой энциклопедический словарь
  21. такт — такт I м. 1. Метрическая музыкальная единица — каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке). Толковый словарь Ефремовой
  22. такт — Род. п. -а. Через нем. Таkt с теми же значениями или непосредственно из франц. tасt от лат. tāctus "прикосновение, осязание" (ср. Гамильшег, ЕW 828; Клюге-Гётце 609). Этимологический словарь Макса Фасмера