Кода

(итал. coda, от лат. cauda — хвост) — завершающий раздел любой муз. пьесы, не принадлежащий к числу основных частей её формальной схемы и не учитываемый при её определении, т. е. дополнение в пределах целого, законченного произведения. Хотя склад и структура К. зависят от того, в какой форме она применяется, могут быть указаны и некоторые её общие признаки. Для К. типична структурная и гармонич. устойчивость. С целью обеспечения устойчивости могут применяться: в области ладогармонической — органный пункт на тонике и отклонения в субдоминантную тональность; в области мелодики — нисходящее гаммообразное движение верхних голосов или встречное поступенное движение крайних голосов (К. 2-й части 6-й симфонии П. И. Чайковского); в области структуры — повторение построений завершающего характера, их последовательное дробление, в результате к-рого устремлённые к тонике мотивы звучат всё чаще и чаще; в области метроритма — активные ямбич. стопы, подчёркивающие устремление к сильной (устойчивой) доле; в области тематизма — применение оборотов обобщённого характера, оборотов, синтезирующих тематич. материал произведения. При этом иногда привлекаются так называемые прощальные переклички — обмен краткими репликами-имитациями между голосами крайних регистров.

К. медленных пьес обычно проходит в ещё более замедленном, спокойном движении; в К. быстрых пьес, напротив, движение обычно ещё более ускоряется (см. Стретта). В циклах вариаций К., как правило, вносит контраст в сравнении с характером последней вариации или группы вариаций. В крупных формах с контрастирующими темами нередко используется т.н. приём отражения — эпизодич. введение в К. темы срединного раздела формы. Иногда используется и особый приём — введение элемента, контрастирующего общему характеру К. Но вскоре он вытесняется основным материалом коды, подчёркивая его полное господство. Максимальное развитие этого приёма — начало сонатной К. со 2-й разработки, после к-рой следует устойчивая "собственно К." (Л. Бетховен, соната для фп. No 23 ("Аппассионата"), ч. 1).

Литература: см. при ст. Форма музыкальная.

В. П. Бобровский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. кода — -ы, ж. 1. муз. Заключительная часть музыкального произведения. 2. лит. Добавочный стих в сонете сверх установленных в нем четырнадцати строк. [итал. coda] Малый академический словарь
  2. Кода — р. см. Кодинский Топонимический словарь
  3. кода — Ко́д/а (муз.). Морфемно-орфографический словарь
  4. Кода — I Ко́да (итальянский coda, буквально — хвост) 1) в поэтике — добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх... Большая советская энциклопедия
  5. кода — орф. кода, -ы (муз.) Орфографический словарь Лопатина
  6. Кода — КОДА — удлинение. В твердых формах — прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет». Словарь литературных терминов
  7. кода — КОДА -ы; ж. [итал. coda] 1. Муз. Заключительная часть музыкального произведения. 2. Лит. Добавочный стих в сонете сверх установленных в нём четырнадцати строк. Толковый словарь Кузнецова
  8. кода — ко́да "курятник", олонецк. (Кулик.). Из карельск., вепс., люд. koda "хлев, хижина", фин. kоtа; см. Калима 121. Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. кода — Коды, ж. [ит. coda]. 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вм. 14). Большой словарь иностранных слов
  10. кода — К’ОДА, коды, ·жен. (·итал. coda). 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вместо 14). Толковый словарь Ушакова
  11. кода — КОДА ж. муз. итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения. Толковый словарь Даля
  12. кода — кода ж. 1. Завершающая часть музыкального произведения или его самостоятельной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие. 2. Стихи — в сонете, рондо и т.п. — сверх установленных для данной формы стихотворного произведения строк (в поэтике). Толковый словарь Ефремовой
  13. КОДА — КОДА (итал. coda, букв. — хвост) — 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие. Большой энциклопедический словарь