Экспромт

(от лат. expromptus — готовый) — инстр. пьеса импровизационного характера. Э. как самостоят. муз. жанр, гл. обр. фп. пьесы, распространился в 19 в. (до этого существовал в лит-ре) в период становления романтич. направления в музыке, в связи с особым значением, придаваемым импровизационности, непосредственности лирич. высказывания в эстетике этого направления. Среди первых произв. в жанре Э. — фп. экспромты Я. В. Воржишека ор. 7 (1822); к жанру Э. обращался также Г. А. Маршнер (ор. 22, 23). Классич. образцы жанра — Э. ор. 90 и ор. 142 Шуберта (1827, назв. дано издателем), наряду с его же "Музыкальными моментами" оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие романтич. фп. миниатюры. В экспромтах Шуберта наметились особенности будущих монотематич. поэмных форм с чертами сонатности (ор. 90 No 1) и собственно миниатюры, своего рода "песни без слов" (ор. 90 No 3); вместе с тем в них ощутимы и генетич. связи с жанрами и формами, сложившимися в музыке венской классич. школы (сонатная форма в Э. ор. 142 No 1; напоминающий менуэт с трио Э. ор. 142 No 2). В творчестве Ф. Шопена закрепилась трактовка Э. как более крупной по форме (напр., по сравнению с его "Прелюдиями") пьесы; в его Э. использована преим. сложная 3-частная форма с ярко выраженным контрастом между фигурационными ("этюдными" или "прелюдийными") крайними частями и кантиленной средней ("Фантазия-Э." ор. 66, Э. ор. 29 и 51; ср. с экспромтами Шуберта ор. 90 No 2 и No 4), представляющими два осн. типа романтич. пианизма. Однако само назв. "Э.", не несущее в себе точного, конкретного определения типа соч. и его структуры, допускает свободную трактовку жанра и формы. Так, связь импровизационности и варьирования проявилась в Э. ор. 39 Шопена и в Э. ор. 5 Шумана. Жанровые связи, проникновение в произв. песенности или танцевальности иногда фиксируются и в его названии (напр., "Вальс-Э." Листа, Э. в форме мазурки Скрябина). В рус. музыке Э., как правило, восходят к шопеновскому типу, оказавшемуся наиболее устойчивым (П. И. Чайковский, А. С. Аренский, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин). Пьесы в жанре Э. созданы также Э. Григом, Г. Форе, Ф. Пуленком и др.

Литература: Kahl W., Das lyrische Klavierstьck Schuberts und seiner Vorgдnger seit 1810, "AfMw", 1921, Jahrg. 3, H. 1-2; его же, Aus der Frьhjahrszeit des lyrischen Klavierstьcks, "ZfM", 1922, Jahrg. 89.

E. M. Царева.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. экспромт — -а, м. 1. Небольшое стихотворение, музыкальное произведение, короткая речь и т. д., созданные сразу, в момент произнесения, исполнения. Вдохновенный Чибезов --- принялся уже читать какой-то экспромт, блеснувший в голове его, при взгляде на новорожденную. Малый академический словарь
  2. Экспромт — [от лат. exprom (p) tus —готовый] разновидность импровизации (См. Импровизация): короткое стихотворение, сочиненное (часто устно) быстро, без обдумывания; по содержанию это обычно Мадригалы, эпиграммы (См. Эпиграмма), шутки («Саранча летела...»... Большая советская энциклопедия
  3. ЭКСПРОМТ — ЭКСПРОМТ (от лат. expromptus — находящийся в готовности, под рукой) — англ. impromptu; нем. Improvisation. Небольшое стихотворение, музыкальное произведение, короткая речь, высказывание и т. д., созданные сразу, в момент произнесения, исполнения без подготовки, вдруг. Социологический словарь
  4. экспромт — орф. экспромт, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. экспромт — Экспро́мт/. Морфемно-орфографический словарь
  6. экспромт — Французское – impromptu. Латинское – expromptus (готовый, находящийся под рукой); expromo (проявляю, выкладываю, обрушиваю). В русском языке слово известно с первой половины XIX... Этимологический словарь Семёнова
  7. Экспромт — ЭКСПРОМТ — небольшое стихотворение, созданное сразу в законченном виде, без дальнейшей обработки. Большей частью Э. относится к разряду т. наз. «Стихотворений на случай», т.-е. вызванных каким-нибудь внешним, притом почти всегда незначительным поводом. Словарь литературных терминов
  8. экспромт — (шут.) — о неожиданном (что-нибудь брякнутое) Ср. "Экспромтом говорить". Ср. Вечер этот составился совершенно экспромтом. Писемский. Люди сороковых годов. 4, 20. Ср. Шествие это устроилось совершенно экспромтом... Фразеологический словарь Михельсона
  9. экспромт — ЭКСПРОМТ -а; м. [от лат. expromtus — находящийся в готовности, под рукой] 1. Небольшое стихотворение, музыкальное произведение, короткая речь и т.п., созданные сразу, в момент произнесения, исполнения. Стихотворный э. Гениальный э. Мастер экспромтов. Толковый словарь Кузнецова
  10. экспромт — Экспромта, м. [латин. expromptus – быстрый] (книжн.). Речь, стихотворение, остроумное замечание, муз. произведение и т. п., произнесенные, сочиненные без предварительной подготовки, сразу. Большой словарь иностранных слов
  11. ЭКСПРОМТ — ЭКСПРОМТ (от лат. expromptus — готовый) — .. 1) небольшое стихотворение, чаще шуточного содержания, созданное мгновенно, разновидность импровизации... 2) Лирическая музыкальная пьеса импровизационного склада, преимущественно для фортепьяно... Большой энциклопедический словарь
  12. экспромт — экспромт м. 1. Небольшое стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное сразу, в момент исполнения; род импровизации. || Короткая речь, остроумный ответ, произнесенные без предварительного обдумывания. Толковый словарь Ефремовой
  13. экспромт — ЭКСПР’ОМТ (или, ·устар., экспромпт), экспромта, ·муж. (·лат. expromptus — быстрый) (·книж. ). Речь, стихотворение, остроумное замечание, муз. произведение и т.п., произнесенные, сочиненные без предварительной подготовки, сразу. Удачный экспромт. Толковый словарь Ушакова
  14. экспромт — ЭКСПРОМТ, а, м. Речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемые без подготовки, в момент произнесения, исполнения, импровизация. Музыкальный э. (также название небольшой, написанной в свободной форме музыкальной пьесы). | прил. экспромтный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова