Латинское слово alterare означает изменять. В музыкальной науке альтерацией принято называть повышение или понижение звука, при котором название его не меняется. Любой звук можно повысить на полтона или тон, можно понизить на полтона или тон. В нотах это обозначается при помощи так называемых знаков альтерации. Вот они: - диез - повышение на полтона; - дубль-диез - повышение на целый тон; - бемоль - понижение на полтона; - дубль-бемоль - понижение на целый тон.
Если после альтерированного звука должен прозвучать натуральный, пишут знак отказа - бекар - (или, если нужно, дубль-бекар - ). Если альтерированный звук появляется в музыкальном произведении случайно, однократно (например, ре-диез или фа-диез в до-мажорной пьеске), знак альтерации ставится непосредственно перед ним и учитывается только до конца того такта, в котором появился, и только в той октаве, в которой указан. Но когда в этом же такте далее должен прозвучать неальтерированный звук, перед ним ставят знак отказа - бекар.
На первый взгляд может показаться, что знаки альтерации - это обозначения черных клавиш фортепианной клавиатуры, тогда как белые клавиши имеют собственные названия. Но дело обстоит совсем не так просто. Знаки альтерации обозначают не клавиши, а звуки. И черная клавиша между белыми фа и соль, в зависимости от тональности, в которой написана исполняемая вами пьеса, может быть и фа-диезом и соль-бемолем. А в каком-нибудь произведении (как правило, более сложном, предназначенном не для начинающих музыкантов) встретятся, например, до-дубль-диез или соль-дубль-бемоль, которые на фортепианной клавиатуре окажутся равными, соответственно, нотам ре и фа, но в исполняемой пьесе, по смыслу развертывания мелодии или логике гармонической структуры, будут именно «дубль-диезом» или «дубль-бемолем».





Ссылка на выделенный текст