ПУТЬ

В мифопоэтической и религиозной моделях мира образ связи между двумя отмеченными точками пространства, Постоянное и неотъемлемое свойство П. — его трудность. П. строится по линии все возрастающих трудностей и опасностей, угрожающих мифологическому герою-путнику, поэтому преодоление П. есть подвиг, подвижничество путника. Начало П. — небо, гора, вершина мирового дерева, дворец, святилище храма и т. п. для богов или дом для сказочного героя, участника ритуала — не описывается развернуто или оно не упоминается вовсе. Конец П. — цель движения, где находятся высшие сакральные ценности мира, либо то препятствие (опасность, угроза), которое, будучи преодолено или устранено, открывает доступ к этим ценностям. При незакрепленности в реальном пространстве начала и конца П. (ср. П. сказочного героя или мифологического персонажа, отправляющегося на край света, в тридевятое царство, в нижний мир) именно сам П. соединяет их и нейтрализует противопоставления: свой — чужой, внутренний — внешний, близкий — далекий, видимый — невидимый, сакральный — профанический. Отмеченность начала и конца П. как двух крайних точек — состояний, пределов выражается предметно (дом — храм или дом — иное царство), изменением статуса персонажа, достигшего конца П., нередко и его внешнего облика (см. ОБОРОТНИЧЕСТВО). Исключение составляет П. в нижний мир, в царство смерти, куда отправляются не только с целью приобрести некий избыток (напр., живую воду, дающую вечную жизнь и юность), но и для компенсации утраченного (например, вернуть жизнь умершему). Ср. разные версии таких путешествий (Инанны, Гильгамеша, Орфея, Одиссея, Энея, хождение богородицы по мукам). П. вниз противостоит П. вверх — на небо. Если «прохождение» П. только по горизонтали, как правило, связано с принадлежностью персонажа к классу героев, подвижников или к особому состоянию (например, участие в ритуале, в паломничестве), то способностью совершать вертикальный П. вверх и/или вниз обладают мифологические персонажи или служители культа (шаманы) исключительных качеств. В шаманских традициях пространственные перемещения шаманов происходят как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (см. в ст. ШАМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ). Обычный персонаж проделывает вертикальный П. лишь фигурально — «путешествует» его душа. Ср. небесные путешествия душ, когда описываются и сам П. души, и ее превращения (ср. «Необычайным я пареньем / От тленна мира отделюсь. С душой бессмертною и пеньем, / Как лебедь, в воздух поднимусь. / В двояком образе нетленный, / Не задержусь в вратах мытарств...» — «Лебедь» Г. Р. Державина). В мифопоэтических описаниях горизонтального П. различаются два вида П.: П. к сакральному центру, когда высшее благо обретается постепенным к нему приближением (своя страна -> город -> его центр -> храм -> алтарь -> жертва); П. к чужой и страшной периферии, мешающей соединению с сакральным центром или же уменьшающей его сакральность (дом -> двор -> поле -> лес, болото, теснина -> яма, дыра, колодец, пещера -> иное царство), когда сакральные ценности достигаются сразу, в сложной борьбе — поединке со злом. Этот динамический, связанный с максимальным риском образ П. отвечает вероятностному характеру постигаемого мифопоэтическим сознанием мира: значимо и ценно то, что связано с предельным усилием, с ситуацией «или/или», в которой происходит становление человека как героя, как божества или богоподобного существа. Такой П. полон неопределенностей (развилка дорог, перекресток, сулящие опасность), неожиданных препятствий (огненная река, дракон, змей, хищный зверь, злой дух, демон, разбойник и т. п., ставящие под угрозу саму реальность П.). В этой ситуации весь П. как бы сжимается в ничтожный по протяженности, но важнейший по значению участок П.- в мост, переправа через который требует от героя-путника смелости, хитрости и изобретательности.П., конституируемый объектами (как топографическими, так и сакральными), отмечающими разные участки П., и нередко в целом соотнесенный с определенными временными координатами, выступает как один из важнейших пространственно-временных классификаторов, или — более узко — как модель «спациализации» времени. Одним из воплощений этой функции П. можно считать широко распространенную мифологему о П. солнца или соответствующего солнечного божества (его коней, колесницы, ладьи и т. п.) в течение суточного или годового цикла. Мифологема П. (часто в своем истоке кругового) повторяется в связи со многими древнеиндийскими божествами, так или иначе соотносимыми с солнцем. Связанный с солнцем Пушан называется «повелителем П.», «охранителем П.», «спасителем от ложных П.». Богиня утренней зари Ушас озирает. П. людей, освещает их, приготавливает их для людей, всегда следует правильным П. С П. связаны Сурья, Ашвины, Митра, Адити. Связь с П., наличие своего П. становится характеристикой и других богов — Варуны, Индры, Агни, Сомы, адитьев. В мифологизированной космологии древних индийцев умерших ожидают П. богов и П. предков, отцов. В других традициях мотив П. также связывается с солярными божествами — от космического хоровода Аполлона до хождения за пастухами-ночлежниками и их скотом латышского Усиныпа. Но, как и в других традициях, образ земного П. и его божества, покровителя дорог и путешествующих, получает особо рельефное воплощение в фигурах Гермеса или Меркурия. Неким образом небесного (солнечного) П. может быть и реальный путь (нередко именно круговой). Круговой П. проделывается в специальных ритуалах освоения нового пространства и в выборе места для поселения, в ритуальном обходе святилища, храма (ср., в частности, обряд обведения невесты и жениха вокруг некоего символа) и т. п. (ср. концепцию Л. М. Хокарта о функции «открывателя путей», из которой позже развились функции ведущего жреца и ведущего военачальника, еще не утратившие связи с П.).Особым типом П. является бесконечный, безблагодатный П. как образ вечности (ср. обреченность на такой путь Агасфера — Вечного жида), а также нарочито затрудненный П. — лабиринт (ср. историю Тесея и Ариадны с ее путеводной нитью). Но есть и тип «трудного» П., который связан с искуплением (ср. крестный П. Иисуса Христа на Голгофу с особо выделяемыми 12 остановками на этом П. — от смертного приговора до смерти на кресте).Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема П. выступает метафорически, как обозначение линии поведения (особенно часто нравственного, духовного), как некий свод правил, закон, учение. Так, Будда называл свое учение срединным путем (др.-инд. madhyama pratipad, пали majjhima patipada), который в плане практического поведения противопоставлялся крайнему аскетизму и гедонизму. Фактически П. является и учение о Дао, развитое Лао-цзы в «Даодэцзине» и усвоенное также конфуцианством. В древних китайских философско-религиозных трактатах учение о П. (или П. как учение) играет исключительную роль. В Библии говорится о П. господа, Завета, жизни, мудрости, правды, милости, праведности и т. п., но нередко речь идет и о другом П. — П. неправедности, греха, лжи, зла, беззакония. Противопоставление прямого и кривого П. характерно и для древнеира некой традиции — Аша-Арта — Друдж, т. е. Правда — Ложь (см. АША ВАХИШТА), ср. Правду и Кривду и соответственно два пути в русской фольклорно-мифологической традиции. В хеттской литературе известен заимствованный рассказ о двух сыновьях Аппу — Злом и Благом, чьи имена выводятся из мотивов дурного и истинного П. богов. В гностицизме понимание П. к спасению предполагает прежде всего самопознание человека. Мифопоэтические представления о П. в значительной степени были усвоены и последующей эпохой.Лиг.: Пропп В. Я., Исторические корни «олшебной сказки. Л., 1946; Бахтин М. М., Формы времени и хронотопа в романе, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Максимов Д. Е„ Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока, в его кн.: Поэзия и проза Ал. Блока, Л., 1975; Hoeberg U., Nykyaikai en tutkimus ja kansamme vanhat runot, Hels., 1918; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962, p. 1342; Beit Н. von, Symbollk dea Märchens. Bd 1-3, Bern, 1952-57; Н о cart A. М., Kings and councillors. Chi., 1970. См. также лит. к статье ПРОСТРАНСТВО. В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Путь — Непрерывное отображение f отрезка [0, 1] в топологич. пространство X. Точки f(0) и f(1) наз. начальной и концевой точками пути f. П., определенный по f формулой , наз. путем, обратным f, и обозначается f-1. Математическая энциклопедия
  2. Путь — Название определённых административно-территориальных единиц, подвластных лицам дворцового аппарата русских князей в 14 — 1-й половине 16 вв., с которых собирались средства на содержание двора. Были... Большая советская энциклопедия
  3. путь — -и, м. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы; дорога. Проложить новый путь. □ Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит. Малый академический словарь
  4. ПУТЬ — Назв. адм.-терр. единиц, к-рые являлись определенной отраслью управления в дворцовом х-ве рус. князей в 14 — 1-й пол. 16 вв. П. — это кормления в дворцовом в ведомстве. Были ведомства конюшего (ведал княж. Советская историческая энциклопедия
  5. путь — Путь/. Морфемно-орфографический словарь
  6. путь — орф. путь, -и, дат. -и, тв. -ём, предл. о Орфографический словарь Лопатина
  7. путь — Ч е г о и к ч е м у. Правильный путь развития. Направить на путь истины. Стать на путь борьбы. Сила воли, ясность мысли, внутренняя дисциплина — кратчайший путь к достижению цели. Приятно мне видеть, что вы знаете пути к сердцу человеческому (Горький). Управление в русском языке
  8. путь — Древнерусское – путь (дорога, путешествие). Старославянское – путь. Латинское – pontis (мост). В русском языке слово «путь» впервые встречается на рубеже X–XI вв. Это слово происходит от индоевропейской основы со значением «идти», «ступать». Этимологический словарь Семёнова
  9. путь — Путь-дорога (нар.-поэт.) 1) полоса земли, предназначенная, приспособленная для передвижения. 2) путешествие, поездка, движение. 3) пожелание счастливого пути или приветствие при встрече. ► -Путь-дорога, господа! Вы откуда и куда? Ершов. Фразеологический словарь Волковой
  10. Путь — I. см. Дорога см. Палестина (II; V); II. Слово «П.» (как и «дорога», «тропа») часто употребляется в Библии в метафорич. значении: 1) вся ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА может быть названа П. (Иов 31:4; Притч 20:24), к-рый не может укрыться от Бога (Пс 138:3; Ис 40:27). Библейская энциклопедия Брокгауза
  11. путь — Дорога, ход, конец, маршрут, курс, оборот, рейс (корабля), крюк Сделать один тур вальса Сделать один вольт Артистическое турне по россии «Пойду, отдохну с дороги» Пушкин Путь мой лежит на ростов Путь-дорога ср. !! дорога, путешествие, способ см. Словарь синонимов Абрамова
  12. путь — сущ., м., употр. очень часто (нет) чего? пути, чему? пути, (вижу) что? путь, чем? путём, о чём? о пути; мн. что? пути, (нет) чего? путей, чему? путям, (вижу) что? пути, чем? путями, о чём? о путях... Толковый словарь Дмитриева
  13. путь — Общеслав. Того же корня, что др. инд. pánthās «дорога, путь», осет. fandag «путь», лат. pons, род. п. pontis «мост, тропинка», арм. hun «брод». Исходно — «путь по воде». Этимологический словарь Шанского
  14. путь — О жизни человека, ее течении; о направлении в развитии чего-либо. Безвестный, безжалостный, безотрадный, бесславный, благостный, боевой, большой, великий, верный, героический, гибельный, глухой, горький, грандиозный, губительный, длительный... Словарь эпитетов русского языка
  15. путь — ПУТЬ, и, путём, о пути, мн. и, ей, ям, м. 1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому-чему: дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите?... Толковый словарь Ожегова
  16. путь — ПУТЬ, пти, пути, путь, путём, о пути, мн. пути, путей, путям, ·муж. 1. Полоса земли, предназначенная, приспособленная для передвиния, то же, что дорога в 1 ·знач. «Кибитка летела по гладкому зимнему пути.» Пушкин. Проложить путь куда-нибудь. Летний путь. Толковый словарь Ушакова
  17. путь — ПУТЬ -и; м. 1. Полоса земли, служащая для передвижения (езды и ходьбы); дорога. Проложить новый п. (также: стать первооткрывателем, первопроходчиком в каком-л. деле). Прямой, извилистый п. Зимний, летний п. П. в горах, в горы. Толковый словарь Кузнецова
  18. путь — Общеславянское слово индоевропейского происхождения. В древнеиндийском находим panthas – "дорога, путь". К той же основе восходит и современное английское path – "тропа, путь". Этимологический словарь Крылова
  19. Путь — В старину, кроме обычного значения дороги, обозначал еще: 1) всякое средство к достижению известного дохода; П. назывался всякий промысел, всякая хозяйственная статья и сельскохозяйственные угодья: рыбные ловли, бортные ухожья, бобровые гоны и проч. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. Путь — ☼ мифологема движения, пространственно-временной ориентации и цели; аспект смысла жизни и вектор истории; универсалия научного и худож. познания и культурного творчества. Своим универсализмом архаич. семантика... Словарь по культурологии
  21. путь — М., род. п. -и́, диал. также ж. р. (воронежск.), укр. путь ж., блр. пуць м., ст.-слав. пѫть ὁδός (Супр., Остром.), болг. път, сербохорв. пу̑т, род. п. пу́та, словен. рȯ́t м., ж., чеш. роut ж., слвц. рút᾽, польск. pąć, род. п. ра̨сiа, в.-луж. puć, н.-луж. Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. путь — путь м. 1. Полоса земли, служащая для передвижения (езды, ходьбы); дорога. || Любое место, линия в пространстве, по которым или в пределах которых производится передвижение, сообщение. || Железнодорожная или трамвайная колея. Толковый словарь Ефремовой
  23. путь — ПУТЬ м. (в вор. путь ж.) дорога, ездовая, накатанная полоса, ходовая тропа. Проложить путь. Мощеные пути. Пути непроезжие, распутица. Зимний, летний путь. Путь дорожка! общее пожелание встречному. Толковый словарь Даля