ПСИХЕЯ

Психе (ψυχη «душа, дыхание»), в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. П. отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостыо. Души умерших представляются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появляется в сопровождении вихря (Philostr. Heroic. Ill 26). П. представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в вид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим (Ovid. Met. XV 374). Греческое слово «П.» означает «душа» и «бабочка» (Аристотель, История животных, IV 7). П. представлялась и как летящая птица. Души умерших в виде рисуются летающими (Hom. Od. XI 37, 605), они слетаются на кровь (XI 36-43), порхают в виде теней и сновидений (XI 217-222). Душа Патрокла удаляется с «писком» (Ною. II. XXIII 100), причем употребляется глагол tridzein, «щебетать», «пищать». Души убитых Одиссеем женихов также уходят в вид с писком нетопырей (Horn. Od. XXIV 5-9). П. представлялась в виде орла, устремляющего ввысь свой полет. В ряде текстов Гомера диафрагма воспринимается как П. — душа (Ноm. Н. XVI 530; Od. I 322). Кровь — тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану вместе с кровью (Нот. II. XIV 518 след.) или ее вырывают вместе с острием копья (XVI 505). По Пифагору, П. питается кровью; кровь — «седалище души» (Serv. Verg. Aen. V 79).Объединив различные мифы о П., Апулей создал поэтическую сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью (Apul. Met. IV 28 — VI 24). С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь П. Однако П. нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и П. должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в вид за живой водой, П. после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей П. Рассказ Апулея имеет явно фольклорные и мифологические истоки, до него, однако, литературно не зафиксированные. Русская народная сказка в обработке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» разрабатывает тот же древний сюжет.Лит.: Андерсон В., Роман Апулея и народная сказка, т. 1, Казань, 1914; Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 41-45; Reitzenstein R., Das Marchen von Amor und Psyche bei Apuleius, Lpz., 1912; Mosca В., La favola e il problema di Psiche, Adria, 1935; Dyrott A., Das Märchen von Amor und Psyche, Köln, 1941; Swahn J. 0., The Tale of Cupid and Psyche, Lund, 1955. A. Ф. Лосев.

В античном искусстве П. изображается в виде бабочки или крылатой девочки (этрусские скарабеи, рельефы, терракота). На геммах 3-1 вв. до н. э. встречаются бесчисленные трактовки темы П. и Амур; особенно популярен сюжет ловли П. — бабочки Амуром с горящим факелом в руке. Бабочка П. изображалась на многих надгробиях над черепом и др. символами смерти. На помпейских фресках П. изображалась с атрибутами муз — грифелем и флейтой. Многочисленные эроты и П., занятые собиранием цветов, работами на маслобойне, встречаются на фресках дома Веттиев в Помпеях. К теме Амур и П. обращались Джулио Романо, Рафаэль, П. П. Рубенс, А. Канова, Б. Торвальдсен и др. Аллегорическое толкование мифа об Амуре и П. у Кальдерона в двух ауто. К теме П. обращались Ж. Лафонтен («Любовь П. и Купидона»), Мольер (драма «П.») и др.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. психея — орф. психея, -и (бабочка) Орфографический словарь Лопатина
  2. Психея — В древнегреческой мифологии олицетворение человеческой души; изображалась обычно в образе бабочки или девушки. Миф о любви П. и Эрота (Амура) — сюжет в литературе (Апулей, Ж. Лафонтен, Мольер, И. Богданович и др.), в изобразительном искусстве (А. Канова, О. Пажу, Рафаэль и др.). Большая советская энциклопедия
  3. Психея — Астероид 16 диаметром 248 км, открытый A. Гаспарисом в 1852 г. Относится к астероидам металлического типа, а его поверхность, как кажется, представляет собой почти чистый сплав железа и никеля. Большой астрономический словарь
  4. психея — ПСИХЕЯ и, ж. psyché f. < psyche душа. устар. Внутренний мир, дух, душа. БАС-1. Толпа, в смысле массы народной, есть прямая хранительница народного духа, непосредственный источник таинственной психеи народной жизни. Белинский Соч. А. Пушкина. Словарь галлицизмов русского языка
  5. психея — (миф.) — красавица-принцесса, жена Амура, бога любви (собств. — душа, дух, чувственное желание) Ср. Душенька. Ср. Не Ахиллесов гнев и не осаду Трои, Где боги спорили и где дрались герои, Но Душеньку пою. Богданович. Душенька. Ср. Psyché (фр.), Psyche (лат.) — душа. Ср. Ψυχή (ψυχειν, дышать) — душа. Фразеологический словарь Михельсона
  6. Психея — орф. Психея, -и (мифол.) Орфографический словарь Лопатина
  7. психея — ПСИХЕЯ -и; ж. [Psycheja] [с прописной буквы] 1. В греческой мифологии: олицетворение души, дыхания человека (изображавшееся в виде бабочки или тени девушки с крыльями бабочки). 2. Возлюбленная бога любви — Эрота, которой было даровано бессмертие. Толковый словарь Кузнецова
  8. ПСИХЕЯ — ПСИХЕЯ — в греческой мифологии олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота (Амура) — распространенный сюжет в литературе, изобразительном искусстве. Большой энциклопедический словарь
  9. психея — Психея ж. 1. Возлюбленная бога любви Эрота, которой — по древнегреческой мифологии — было даровано бессмертие. 2. Употребляется как роэтический символ человеческой души, изображавшейся древними греками в виде бабочки или девушки с крыльями бабочки. Толковый словарь Ефремовой
  10. Психея — (Ψυχή) — в греческой мифологии олицетворение человеческой души, которую любит Эрот. Представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями; бабочки; то ее преследовал Эрот, то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона