ПРЯЖА

Мифопоэтический символ долгой жизни, прядения — ткачества, также причудливости фантазии, преувеличения. Образ П., пряденой нити, вытягивания ее и сучения обычно тесно связан (а иногда и неотделим) с темой сырья — животного (шерсть, руно, волос) и растительного (лен, конопля, хлопок и т. п.), а также с ткачеством как дальнейшей обработкой П. Когда речь идет об обработке растительного материала, на первый план выступают мотивы, отсылающие к основному мифу в варианте умирающего и воскресающего бога: бросание (семени) в землю, прорастание, вырывание (растения), его вытягивание, расчленение, помещение в воду и т. п. Когда П. делается из животного материала, на первое место выдвигаются мотивы плодородия, выступающие прежде всего в ритуальной сфере. Ср. восточнославянский заговор от змей: «у чистом поли на синим мори стоиць дуб широколист, под тым дубом вовцы [овцы] стары, пераяры, черная вовна [волна, т. е шерсть]. На той вовне ляжиць змея змеиная» (Е. Романов, Белорусский сборник V, № 280, с. 108). Связь дуба, шерсти и змеи отсылает к мотиву змея под мировым деревом (в заговорах мотивы шерсти и змеи иногда объединяются даже в имени змеи — Шкуропея). В одном из хеттских ритуалов, где фигурируют змея и шерсть (hulana, слово того же корня, что рус. волна, «шерсть»), упоминается и веретено (hulali) и действие прядения — наматывания (hulaliia). Идея последовательно укрываемого и все более возрастающего плодородия содержится в типовых текстах, в которых П., шерсть, шкуру вешают на дерево или другой растительный символ. Ср. хеттский ритуальный текст, посвященный культу исчезающего и возвращающегося бога Телепинуса: «перед богом Телепинусом воздвигается вечнозеленое дерево еiа-, с него свешивается шкура (руно) овцы (барана), внутри же него помещается бараний (овечий) жир, внутри же него помещаются зерно (бога) полей и вино, внутри же него помещаются бык и овца (баран), внутри же него помещаются долгие годы (жизни) и потомство». В Египте, в Фивах на празднике Амона ежегодно приносили в жертву барана, снимали с него шкуру и надевали на статую бога (ср. как объяснение мотив Зевса, являющегося Гераклу в одежде из бараньего руна). Еще более распространены вырожденные примеры подобного обряда — вешание П. на дерево с целью увеличения блага (ср. изображение руна в корзинах около дерева в древнегреческой вазописи). В цикле мифов об аргонавтах руно было повешено на дерево в священной роще и охранялось драконом. Семантика золотого руна перекликается с символическими значениями, приписываемыми в мифопоэтической традиции золотым волосам (ср. Настасью — золотую косу в русской сказке).Одним из наиболее частых воплощений П. в мифологии выступает образ нити или верви (веревки). Иногда нить понимается метафорически и соотносится с жизнью, которая развивается подобно прядению нити. Так, в греческой мифологии человеческая жизнь оказывается во власти богинь судьбы мойр: Клото прядет нить, Лахесис протягивает (проводит) ее через превратности судьбы, Атропос перерезает нить, обрывая жизнь (ср. ПАРКИ, НОРНЫ). Прядется не только нить, вервь и жизнь, но также составляется человеческий коллектив, община, в которой все спрядено одной нитью. Русская вервь как обозначение веревки, т. е. чего-то спряденного и ссученного, и общины реализует именно этот образ (ср. англ. rape как название некоторых территориально-административных единиц при горе, «веревка»). Вместе с тем П., нить, вервь является и мерой длины. Образ П., нити «разыгрывается» и в хронологическом плане — как обозначение переплетенности поколений. Ср. слова того же корня, что и рус. «вервь», сербо-хорв. врвник, «родственник», или хет. uarualan-, «семья», «потомство»; лувийск. war-wala/i-, «семя», «зародыш», «потомство». В этом контексте объясняются такие символические значения П.-ни-ти, как жизнь, пуповина, преемственность, очередность, ряд, а также судьба. Отсюда роль нити, веревки как образа связи неба с землей, реже земли с нижним миром. Сниженный образ нити или верви-спасительницы, по которой удается куда-то спуститься или, наоборот, подняться и тем самым спастись от преследователя, постоянно фигурирует в мифах и в фольклорных текстах. Ср. мотив спасения Тесея из лабиринта Миноса (где он был обречен на съедение Минотавру) с помощью клубка нитей, переданного ему Ариадной. П. и прядение, как правило, связаны с женщиной. Прядет П. женский персонаж, продолжающий древнерусскую Мокошъ — Мокуша или Кикимора. С прядением и П. часто связана хозяйка нижнего мира.Во многих случаях весьма распространенный образ божественной девы-пряхи практически не отличим от девы-ткачихи. Представление о сочетании двух действий (прядение, тканье) и двух результатов (П., ткань) отражено в мифе об Арахне, превращенной Афиной в паука, который и прядет нить (П.), и создает ткань (паутину). Оба процесса совершает и т. н. космический ткач, который в ряде космологических традиций не только создает космическую ткань (вещество), но и прядет космическую нить П., составляющую самое ткань (ср. образ земли как войлока у Анаксимена при мифопоэтических представлениях о свивании земли и неба). Образ небесной П. (облака) и космической П. встречается не только в фольклорной, но и в философской традиции. Так, у Платона («Государство», с. 616 и след.) космическое устройство объясняется как результат действия веретена, приводимого в движение Необходимостью — А нанке (ср. прялку как образ космического пупа, женского лона, как эмблему Геракла и т. п.).Лит.: Афанасьев А. Н„ Поэтические воззрения славян на природу, [в.] 1-3, М., 1866-69; Трубачев О. Н., Ремесленная терминология в славянских языках, М., 1966;Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974; Соколова В. К., Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX — нач. XX в., М., 1979; Цивь-ян Т. В., «Повесть конопли»; к мифологической интерпретации одного операционного текста, в сб.: Славянское и балканское языкознание, [в. 4], М., 1977; Kimakowicz-Winnlcki М. von, Spinn und Webewerkzeuge. Entwicklung und Anwendung in vorgeschichtlicher Zeit Europas. Wurzburg, 1910; Zeienin D.. Ruasische (Ostslavische) Volkskunde, B.-Lpz., 1927; La Baume W„ Die Entwicklung des Textilhandwerka in Alteuropa, Bonn, 1955; Jobes G., Dictionary of mythology folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962; Moszynski K., Kultura ludowa Slowian. cz. 1- Kultura Materjalna, Krakow, 1929; Schrader 0., Reallexikon der indogermaniachen Altertumskunde, 2 Aufl., Bd 1, Hrsg. von A. Nehring. B.-Lpz., 1917-23; Thomson G., Aeschylus and Athena. A study in the social origins of drama, L., 1950. В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пряжа — Нить, полученная путем прядения, т.е. скручивания Из этого определения становится понятно, что ровница не может называться пряжей. Теперь давайте поговорим о том, какая бывает пряжа. Энциклопедия моды и одежды
  2. Пряжа — I Пря́жа посёлок городского типа, центр Пряжинского района Карельской АССР. Расположен на автодороге, в 51 км к Ю.-З. от Петрозаводска. Предприятия лесной промышленности, звероводческий совхоз. II Пря́жа основной вид нитей текстильных (См. Большая советская энциклопедия
  3. пряжа — -и, ж. 1. Нить, состоящая из равномерно распределенных по ее длине волокон, соединенных при помощи скручивания. Шерстяная пряжа. Льняная пряжа. Бумажная пряжа. Штапельная пряжа. □ Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу. Малый академический словарь
  4. пряжа — Основной вид текстильных нитей; состоит из волокон, соединённых скручиванием, иногда склеиванием. Пряжу получают из всех видов волокон природных. Техника. Современная энциклопедия
  5. пряжа — Пря́/ж/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. пряжа — орф. пряжа, -и, тв. -ей Орфографический словарь Лопатина
  7. пряжа — Общеслав. Образовано с помощью суф. -j- от *prędti (> прясть, см.). Этимологический словарь Шанского
  8. пряжа — ПРЯЖА -и; ж. Нитки, полученные прядением. Шерстяная п. Льняная п. Штапельная п. Бумажная п. Прясть пряжу. Сидеть за пряжей (прясть). Толковый словарь Кузнецова
  9. пряжа — ПРЯЖА, и, ж. Нити, полученные прядением. Шерстяная п. Толковый словарь Ожегова
  10. пряжа — ПР’ЯЖА, пряжи, мн. нет, ·жен. 1. Нитки, полученные прядением. Шерстяная пряжа. Крученая пряжа. Камвольная пряжа. «Старуха пряла свою пряжу.» Пушкин. 2. Действие по гл. прясть, прядение (·обл. ). Заниматься пряжей. Толковый словарь Ушакова
  11. ПРЯЖА — ПРЯЖА — нить, состоящая из текстильных волокон, соединенных скручиванием. Получают в прядильном производстве. Из пряжи изготовляют ткани, трикотаж, нитки и т. п. Большой энциклопедический словарь
  12. пряжа — пря́жа укр., блр. пря́жа, цслав. прѧжда, болг. пре́жда, сербохорв. пре̏ħа, словен. рrе̣̑jа, чакав. пре̏jа, чеш. příze, слвц. priadza, польск. przędza, в.-луж. рřаzа, н.-луж. pśěza. Праслав. *prędi̯ā. От пряду́, прясть (см.). Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. пряжа — пряжа ж. Нитки, полученные прядением. Толковый словарь Ефремовой
  14. Пряжа — Пряжей называется нить, составленная из отдельных волокон, посредством распределения их равномерно одно вдоль другого и затем скручивания, для придания им общей связи. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона